ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
В образовательной политике современных государств вопрос о роли университета является ключевым. В истории социально-политической мысли ему также всегда уделялось большое внимание. Об этом свидетельствует в наши дни и рост публикаций, посвященных политологическим, психологическим, социологическим и антропологическим аспектам и проблемам университетского образования. Тем не менее, следует признать, что на уровне публичного дискурса (и России, и за рубежом) тема университетского знания и образования, как правило, начинает звучать или во время электоральных кампаний, когда приходит время «поговорить об образовании», или же во время кризиса, поражающего общество, его институты и экономику, и тогда речь идёт о потенциале университета для «экономики знаний». Предлагаемая вниманию читателя статья призвана актуализировать академическую дискуссию о роли университета в структуре социально-политического порядка, подчеркнув значимость этой темы для анализа современной политики. Являясь своеобразной «копией» общества, в котором он существует и развивается, университет концентрирует социальные ожидания, определяющие, наряду с активностью членов университетской корпорации, «идею образования». Университеты, будучи организационной формой, концентрирующей ценности, убеждения, традиции и модели человеческого поведения, довольно ярко иллюстрируют динамику институциональных изменений, представляя пример, столь часто искомый теми, кто изучает трансформации социально-политического порядка. Наконец, университет как комплексный феномен, интегрирующий функции образования, науки и экспертизы, является полем для дискуссии по принципиальным вопросам взаимодействия государства и общества; и в рамках этого поля формируются концепции, призванные объяснить и упорядочить человеческие отношения. Цель статьи — проанализировать современное состояние дискуссии вокруг «идеи университета» и тех её аспектов, которые волнуют не только политических теоретиков, но и более широкий круг исследователей в области социальных наук. В статье представлена классификация основных аналитических сегментов и структур, определяющих эволюцию дискурса «идеи университета» и дан обзор ключевых исторических направлений его формирования. Аналитический обзор направлен на то, чтобы чётко обозначить предметную область и основные линии аргументации, объектом которой являются «идея университета», её эпистемологический потенциал и универсальное политическое значение. Речь здесь идёт не только о системном изложении классических позиций Дж. Г. Ньюмена, Дж. С. Милля, И. Канта, В. фон Гумбольдта, Т. Джефферсона, а позднее — К. Ясперса, М. Хайдеггера, Дж. Дьюи, Х. Ортеги-и-Гассета, Л. Штраусса, М. Оукшотта, Я. Пеликана, Ю. Хабермаса, А. Турена и др. Такой анализ классических версий «идеи университета» уже предпринимался ранее. Предпринимаются такие попытки и сегодня, на страницах периодический изданий в области философии образования, интеллектуальной истории и социологии науки, что —свидетельствует о явном интересе к природе университета, которая, как проницательно заметил один политический теоретик, «…остаётся скрытой, — и достаточно глубоко, — под многочисленными моральными концепциями, политическими доктринами [и] легендами о прошлом» [Minogue, 1973, p. 220]. В связи с этим, авторы, помимо обзора направлений дискуссии, выявляют и новые её аспекты, возникшие в эпоху глобализации; и центральным моментом здесь является ситуация кризиса «классического университета», рассмотренная, например, в работе Б. Ридингса «Университет в руинах» и статьях Дж. Деланти на страницах журнала «Социальная эпистемология». В заключение статьи показано, какие концептуальные и практические последствия влечёт за собой выбор той или иной версии «идеи университета» в государственной политике. Внимание к этому сюжету оправдано — в нынешних условиях довольно высокого уровня спонтанности государственных решений в отношении университетского образования.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 ноября 2019 г.-31 августа 2020 г. | «“Идея университета” как дискурсивный политический проект» |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".