ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Работа над темой предполагает всестороннее исследование последствий парадигмального переворота, произошедшего в гуманитарном сознании во второй половине XX века и приведшего к формированию новых философско-антропологических подходов и к новому пониманию природы и сущности человека. Основной акцент делается на изучении теоретико-методологических проблем, порожденных указанным переворотом, их значения для дисциплинарного знания, предметом которого является человек и различные аспекты его существования. НИР предполагает изучение вопросов, связанных с изменением места, роли, статуса человека в современной культуре, с формированием нового образа человека и человечности в культурных кодах современного типа. Анализируются вопросы, связанные с кризисом классических форм репрезентации человека в различных культурных текстах, симптомы и формы проявления кризиса самосознания человека перед лицом современных культурных вызовов.
Work on the topic involves a comprehensive study of the paradigmatic consequences of the coup that took place in Humanities consciousness in the second half of the twentieth century, and led to the formation of a new philosophical-anthropological approaches to a new understanding of the nature and essence of man. The main focus is on the study of theoretical and methodological problems generated by the specified revolution, the values of disciplinary knowledge, the subject of which is man and various aspects of its existence. Research involves the study of issues related to the changing place, role, and status in modern culture, forming a new image of man and humanity in the cultural codes of modern style. Analyzes the issues related to the crisis of the classic forms of human representation in various cultural texts, symptoms and manifestations of the crisis of human consciousness in the face of contemporary cultural challenges.
Построение операциональных моделей философско-антропологического субъекта, внутренней и внешней реальности, сознания и мышления с учетом теоретико-методологических концепций неклассического типа. Публикация полученных результатов в 3-х монографиях, 12-ти статьях в высокорейтинговых журналов из списка ВАК. Апробация полученных результатов в докладах и выступлениях на 6 международных конференциях, на теоретико-методологическом семинаре кафедры философской антропологии "Субъект и субъективность в современной философской антропологии" и круглом столе "Визуальная антропология: дискурсивные основания современных коммуникативных практик". Использование результатов НИР в процессе подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.13 - философская антропология, философия культуры.
Разработанные операциональные модели философско-антропологического субъекта, внутренней и внешней реальности, "аутистического" сознания и мышления позволяют осуществить дальнейшее комплексное изучение классических и неклассических интерпретаций природы и сущности человека. Обоснование концепции "клипового сознания", "клиповой реальности" и механизмов виртуализации субъекта позволяют продолжить анализ философско-антропологических феноменов и концептов, отражающих кардинальную смену философских дискурсов и типов философствования, выявить последствия этого процесса для развития современного антропологического знания, изучить реальность человеческого существования в системе постнеклассических эпистемологических, коммуникативных, аксиологических, экзистенциальных, поведенческих практик, репертуаров и компетенций.
Разработка приоритетного направления «Теоретические проблемы классической и неклассической философской антропологии» предполагала исследование двух тем: «Смена парадигм в философии человека и ее последствия для развития современного философского знания»; «Человек в контексте современной культуры». В ходе работы над первой темой - «Смена парадигм в философии человека и ее последствия для развития современного философского знания» - основное внимание было сосредоточено на всестороннем изучении историко-философских, научно-теоретических и теоретико-методологических оснований формирования неклассических интерпретаций проблемы субъекта и субъектного в современной философской антропологии. Участниками НИР были выявлены существенные трансформации в понимании природы, смыслов и функций философского субъекта. Их изучение позволило проследить сложную динамику субъективного и субъектного в современном философско-антропологическом дискурсе и акцентировать внимание на деструктивном/конструктивном потенциале таких понятий, как «иллюзорный субъект», «субъект иллюзий», «смерть субъекта», «клиповый субъект», «субъект клипового сознания», «виртуальный субъект», «субъект виртуальной реальности» и др. Удалось показать специфику контекстуального использования данных понятий в работах представителей современной отечественной и зарубежной философской антропологии и установить антропологические конфигурации, связанные с постнеклассическими типами философствования. Были всесторонне проанализированы концептуальные модели, сформированные в современной философской антропологии благодаря широкому использованию допущений, обусловленных «смертью субъекта» и «смертью человека». Показано, каким образом и под влиянием каких причин в историко-философском европейском дискурсе складывался концептуальный сдвиг в сторону неклассических интерпретаций человека с последующим отказом от попыток его объективного понимания. Особое внимание было уделено исследованию деконструкции сакрального в современной философии и культуре. Конкретной апробацией полученных выводов стала защита докторской диссертации Н.Н.Ростовой (14 октября 2016 года) на тему «Деконструкция сакрального в философском исследовании человека». Еще одним направлением изучения диалектики субъекта, субъективного и субъектного в философско-антропологическом дискурсе неклассического типа стала проблема влияния телесности человека на его способность к познанию, коммуникации и самореференции. Особое внимание в данном случае уделялось пересмотру некоторых современных толкований философско-антропологических идей М.Мерло-Понти, американских «новых натуралистов» и У.Матураны в рамках исследования процессов идентификации и «самореференции» индивида. Были обоснованы оригинальные философские экспликации концепта «тело как субъект» и феномена восприятия как заданного характером и формами телесности человека. Были всесторонне проанализированы такие значимые для современной философской антропологии проблемы, как «отелеснение сознания», способы включения тела в среду и связанные с этим эпистемологические стратегии, «онтологические уровни субъекта», «виртуализация тела» и др. В результате предпринятых исследований было показано, что в рамках постнеклассического философско-антропологического дискурса человек перестает рассматриваться как сложно организованное дихотомическое существо, объективируясь только через и посредством тела. Сознание в этом случае тесно связывается с телесность субъекта, является его «формой», а субъект толкуется как результат постепенного включения тела в мир, когда именно тело порождает саму возможность познания благодаря своим системным связям со средой. Изучение указанных подходов велось с объективно-критических позиций, позволивших наметить пути преодоления теоретико-методологического кризиса в современном философско-антропологическом знании и выявить границы применимости неклассической парадигмы при решении наиболее сложных философско-антропологических проблем, связанных с изучением сознания, языка, самореференций и познавательных практик индивида. Полученные в ходе исследований результаты нашли практическое воплощение в спецкурсах и спецсеминарах участников НИР, читаемых аспирантам, магистрам и бакалаврам старших курсов: «Новый натурализм», «Феноменология человеческого существования», «Этология человека», «Антропология социального взаимодействия», «Проблема тела в антропологии», «Ф.Ницше и постнеклассическая философия» и др. В рамках исследования второго тематического направления НИР - «Человек в контексте современной культуры» - основное внимание было сосредоточено на дальнейшей разработке проблем, связанных с экспликацией особенностей современных антропологических конфигураций и практик, изучением роли и статуса человека в современной культуре и формированием его новых образов в культурных кодах постмодернистского типа. Теоретико-методологическим основанием реализации данного направления НИР являются концепции и подходы, разработанные доктором философских наук, профессором Ф.И.Гиренком. В результате всестороннего изучения антропологических феноменов современного типа было выявлено особое значение новых коммуникативных дискурсов и практик, нацеленных на поддержание ситуационной идентичности индивидов при сохранении ими мультипликативных коммуникативных репертуаров и вариативных идентификационных сценариев. Разработанные Ф.И.Гиренком концепции клипового сознания и аутизма позволили объяснить современные антропологические интенции о мире «как фантоме» и обосновать «аутистические» модели человека, сознания, мышления и познания. В многочисленных публикациях Ф.И.Гиренка, В.П.Руднева и Н.Н.Ростовой на основе исследований современных философско-антропологических дискурсов и культурных реалий была обоснована концепция «новой реальности» и связанных с ней динамических трансформаций человеческих качеств. Предложенная концепция обладает высоким теоретико-методологическим потенциалом, позволяя понять многие сдвиги в репрезентативных, эпистемологических и самореференциальных контекстах существования современного человека. Подробное изучение современных антропологических конфигураций дало возможность обосновать новую модель сознания и сознающего, выйти на проблему границ познания и предложить интересную и продуктивную модель виртуальных реальностей и виртуализации как механизма конструирования познавательных дискурсов неклассического типа. Были выявлены и объяснены последствия стирания границ между субъектом и объектом для эпистемологий неклассического типа, описаны формы проективной идентификации и их влияние на позиционирование индивида в процессе познания, рассмотрены иллюзии сознания как особый тип реальности, атрибутирована внутренняя реальность индивида и установлена ее роль в процессе самопознания человека. Большое внимание было уделено интерпретации вопросов соотношения сознания – реальности – языка в контексте психоаналитического дискурса, что позволило проследить возможные перспективы понимания философских проблем в рамках полного отказа от противопоставления субъекта и объекта, перехода к модели «тотального» человека и к трактовке сознания в условиях «отсутствия объективной реальности». Дискуссионная составляющая данных исследований была реализована в процессе научно-теоретического семинара кафедры философской антропологии «Субъект и субъективность в современной философской антропологии» (31 мая 2016 г.) и круглого стола «Визуальная антропология: дискурсивные основания современных коммуникативных практик» (20 июня 2016 г.). Теоретико-методологические подходы, обоснованные в ходе проведения НИР, получили практическую апробацию в рамках читаемых участниками НИР спецкурсов и спецсеминаров: «Что такое философия?», «Введение в философскую антропологию», «Философские проблемы современного психоанализа», «Нарративная онтология», «Критика современных концепций философской антропологии» и др.
госбюджет, раздел 0706 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Теоретические проблемы классической и неклассической философской антропологии |
Результаты этапа: Публикация трех научных статей в высокорейтинговых научных периодических изданий по теме НИР. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".