![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Исследование динамики, построение алгоритмов управления, компьютерное моделирование робототехнических систем
The goal of the project is to solve the fundamental problems arising in the development of mechatronic mobile systems oriented to autonomous operation in conditions of extremely complex environmental topography, and involves the creation of appropriate control methods and algorithms, their development by computer modeling, full-scale and full-scale prototyping. The project aims to develop methods for the synthesis of the movement of unmanned mobile robots (both walking, wheel-walking, and flying) in conditions where there are restrictions on the way of moving.
вторами разработан другой оригинальный метод переворота робота из аварийного положения в рабочее состояние с использованием динамических эффектов. Подобные эффекты возникают, когда робот, будучи в перевернутом положении, начинает без опоры ногами о грунт раскачивать корпус за счет специально сформированного движения ног, обеспечивающего увеличение амплитуды качаний. Очевидно, что в рассматриваемом случае простой периодический закон движения ног не приведет к успеху, так как период качаний корпуса будет зависеть от амплитуды. Показано, что автономное спасение шестиногой машины из аварийного положения «вверх ногами» возможно при помощи циклического движения ног, если корпус имеет верхнюю оболочку в виде усеченного цилиндра. В результате амплитуда качаний корпуса достигает такого значения, что корпус неизбежно переворачивается. Аналогичный прием раскачивания часто интуитивно используется любителями качаться на качелях. Предложен и обоснован метод целенаправленного раскачивания корпуса за счет синхронизированного движения ног, обеспечивающий требуемый переворот корпуса через назначенный борт и возвращение робота в рабочее положение с использованием специально синтезированного движения ног. Выполнено аналитическое исследование возможности достижения переворота в зависимости от параметров конструкции робота. С помощью программного комплекса «Универсальный механизм» осуществлено компьютерное моделирование полной динамики робота, подтвердившие эффективность разработанной методики для восстановления функциональной состоятельности робота. Результаты численных экспериментов и полученные соответствующие видеоматериалы, показали надежную практическую реализуемость разработанного метода. Сформирован видеоролик, иллюстрирующий процесс самостоятельного спасения робота и доступный на сайте ИПМ им. М.В. Келдыша РАН (URL: http://library.keldysh.ru/preprint.asp?id=2019-48). Выполнены аналитические исследования о целесообразном распределении нагрузки при опоре шагающей машины о шероховатые цилиндры, имитирующие навал бревен на шероховатой плоскости с учетом сухого трения и трения качения и с возможностью проскальзывания бревен относительно опорной плоскости и относительно друг друга. Показано, что равновесие системы однородных цилиндров, положенных один на другой под острым углом так, что один торец верхнего цилиндра опирается о землю, возможно лишь в случае параллельного или перпендикулярного расположения их осей. Для неоднородных цилиндров установлены соотношения параметров робота и характеристик сухого трения и трения качения, при выполнении которых обеспечивается надежная опора робота об элементы завала. Выявлена аналогия между динамикой многоногого робота при управлении положением корпуса и динамикой параллельных манипуляторов, которые являются основой кинематики для существующих и перспективных периферийных стыковочных механизмов КА. Процесс стыковки сопровождается короткопериодическими упругими колебаниями механизмов, что существенно затрудняет его компьютерное моделирование. Стыковочный механизм движется под действием сил и моментов, создаваемых устройствами и приводами, связанными с шарнирами периферийных кинематических цепей, а также под действием сил и моментов контактного взаимодействия со стыковочным кольцом агрегата, который установлен на пассивном космическом аппарате. Относительное положение и скорости активного аппарата в момент первого контакта являются случайными величинами, зависящими от хода его сближения. Отличительной чертой стыковочных механизмов является отсутствие сингулярности, то есть полная управляемость в каждой точке их конфигурационных пространств. Примененный в работе оригинальный вывод вычислительно эффективных уравнений движения параллельных манипуляторов, а также многоногих шагающих машин, зависит от кинематики разрабатываемых устройств и основан на известной идее о соответствующем преобразовании механической системы путем замещения отдельных шарниров уравнениями контурных связей и использовании рекуррентных кинематических соотношений. При этом число переменных относительного движения в шарнирах (шарнирных переменных) параллельных манипуляторов оказывается больше числа степеней их свободы, поэтому часть этих переменных выбирается в качестве независимых, остальные являются зависимыми. Выбор замещаемых шарниров и независимых переменных движения определяет вычислительную эффективность уравнений динамики для расчетов в реальном времени. В параллельных манипуляторах периферийные кинематические цепи соединяются с основанием и с управляемым телом вращательными шарнирами. Замещение шарниров на управляемом теле уменьшает связность механической системы и число тел в кинематических цепях преобразованной механической системы. Соответственно уменьшается и объем вычислений при расчете уравнений динамики. Выбор в качестве независимых реальных управляющих переменных, описывающих относительные перемещения вдоль линий действия внутренних активных сил или моментов периферийных кинематических цепей, приводит к необходимости итерационного решения прямой задачи кинематики параллельного манипулятора. Аналогично тому, как это делается для построения движения шагающих машин, в качестве независимых выбираются переменные, описывающие движение управляемого тела относительно основания. То есть предполагается, что в математической модели стыковочное кольцо – единственное тело независимой кинематической цепи, связанное с основанием механизма фиктивным 6-степенным шарниром, а все периферийные кинематические цепи и их шарнирные переменные являются зависимыми. Это не влияет на управляемость механизма, так как у него отсутствуют сингулярные конфигурации. Замещение шарниров, связывающих периферийные направляющие кинематические цепи с управляемым телом, и выбор переменных движения этого тела в качестве независимых не только увеличивает вычислительную эффективность уравнений динамики, но также упрощает составление и решение уравнений контурных связей. Представлены и численно опробованы алгоритмы расчета уравнений динамики параллельных манипуляторов в замкнутой форме. Они могут служить основой для разработки математических моделей существующих и перспективных периферийных стыковочных механизмов. Эти алгоритмы опубликованы на сайте ИПМ им. М.В. Келдыша РАН (URL: http://library.keldysh.ru/preprint.asp?id=2019-59). Они не содержат избыточных векторно-матричных операций, а при их записи в виде последовательности скалярных математических выражений возможна дальнейшая оптимизация вычислений. Для каждого конкретного механизма указанные формулы следует дополнить алгоритмами расчета внутренних активных сил и моментов, создаваемых его устройствами демпфирования и приводами. Например, разработана полная математическая модель динамики периферийного стыковочного механизма с рекуперацией энергии в пружинах и с управляемой блокировкой отдачи. Пружины частично сжимаются перед стыковкой устройством стягивания. Накопленная ими энергия освобождается при контакте стыковочных агрегатов и обеспечивает быстрое выдвижение механизма вперед для улучшения сцепки. После сцепки блокировка отдачи вновь включается, и пружины могут только сжиматься, накапливая энергию сближения активного космического аппарата. Сравнение результатов расчетов с результатами натурного эксперимента показало высокую предсказательную способность разработанных методов компьютерного моделирования. Сформирован видеоролик, иллюстрирующий процесс работы указанного механизма и представленный на сайте ИПМ им. М.В. Келдыша РАН (URL: http://library.keldysh.ru/preprint.asp?id=2019-76). Одним из вариантов соединения космических аппаратов на орбите является их стыковка с использованием шагающего космического манипулятора. Она выполняется в тех случаях, когда один из соединяемых аппаратов доставляется другим в виде полезного груза или, когда при соединении не используются стыковочные механизмы, которые могут обеспечить компенсацию промаха и поглощение энергии сближения. Манипулятор, закрепленный на одном из аппаратов и управляемый космонавтом-оператором, выполняет функции системы сближения, перемещает другой объект, создавая условия для образования первичной механической связи стыковочных интерфейсов, окончательное жесткое соединение которых выполняет отдельный механизм. В наземных условиях натурное моделирование процесса стыковки с использованием реального манипулятора нецелесообразно из-за невозможности корректной компенсации сил тяжести, действующих на него как на пространственную систему тел. Вместе с тем относительные перемещения стыковочных агрегатов в процессе их соединения невелики. Поэтому, если первичная механическая связь создается до совмещения их стыковочных плоскостей (до их жесткого контакта), то для наземной отработки может быть использовано гибридное моделирование причаливания на 6-степенном динамическом стенде, разработанном в РКК «Энергия». В этом случае агрегаты, средства визуального наблюдения и прицеливания, ручки управления манипулятором представлены реальными образцами, а пространственный упругий манипулятор заменяется математической моделью, уравнениями движения, интегрирование которых осуществляется в реальном времени. В ходе выполнения проекта выполнена адаптация уравнений движения манипулятора и средств обработки измерительной информации к перспективным космическим проектам. По результатам гибридного моделирования установлена адекватность программно-аппаратного комплекса реальному процессу причаливания, что позволяет ее использовать в качестве тренажера для космонавтов. Видеоматериал, иллюстрирующий процесс работы динамического стенда, доступен на сайте ИПМ им. М.В. Келдыша РАН (URL: http://library.keldysh.ru/preprint.asp?id=2019-117). Применен стайный подход к моделированию транспортных потоков. На основе этой схемы разработана система микромоделирования транспортных потоков города и шоссе, с возможностью исследования различных параметров дорог и транспортных потоков. Рассматривается следующая модель. Пусть автомобили движутся по полосам дороги. Новые автомобили генерируются случайно на каждой из входных полос (несколько прямых полос, а также боковые: правая и левая), с собственной желаемой скоростью движения и собственным желаемым выходным путем. Остальные параметры и признаки также выбраны индивидуально для каждого автомобиля-агента. Используется следующая стайная схема моделирования. «Поведение» каждого автомобиля-агента задается и описывается одним и тем же набором локальных правил, их логика одинакова для всех автомобилей-агентов. Вместе с тем все эти правила зависят от индивидуального набора параметров для каждого автомобиля-агента. Таким образом, моделируется различное поведение («характер») автомобилей и различный стиль их вождения, от «чрезвычайно тихого вождения» до «агрессивного вождения». В системе есть также общие правила, основанные на правилах дорожного движения. Автомобили-агенты не нарушают их. В целом при наличии большого числа агентов, проходящих через систему, возникают эммерджентные эффекты, состоящие в общем стайном поведении всего множества автомобилей от свободного движения до образования «пробок» на дорогах. Общая схема движения определяется правилами перестроения между рядами движения и логикой выбора текущей скорости движения. В остальном каждый агент выбирает свое движение независимо. На основании желаемого выходного пути, заданного для каждого автомобиля, в каждый момент времени определяется требуемая полоса движения. Пусть X – координата автомобиля вдоль полосы. Тогда перестроение разрешено, если на целевой полосе интервал ((X–A, X+B) свободен, где A и B – заданные константы. В случае невозможности перестроения автомобиль продолжает движение, замедляясь по мере необходимости, чтобы успеть перестроиться до критической точки. Во время маневра перестроения автомобиль считается занимающим две дорожные полосы, ограничивая скорость движения автомобилей сзади. Движение автомобиля вдоль полосы определяется значением скорости V. Значение скорости есть минимум из трех величин: собственной скорости (случайно выбираемой при генерации автомобиля); ограничением скорости из-за идущего впереди автомобиля; замедления автомобиля необходимого для перестроения в случае, если нужная ему полоса движения занята. Компьютерное моделирование выполнялось для моделей условных городских перекрестков и на примерах реальных московских дорог. Полученные результаты моделирования объясняют некоторые причины возникновения «пробок» на дорогах.
Разработан оригинальный метод автономного преодоления шестиногим роботом аварийной ситуации, которая может с большой вероятностью возникнуть из-за неожиданного падения робота. В результате непредвиденной случайности шагающий робот оказывается лежащим на спине в положении «вверх ногами». Подобного рода ситуации нередко встречаются в мире животных и особенно среди насекомых и рептилий, у которых имеется широкий твердый корпус (жуки или черепахи), и все они в процессе эволюции научились преодолевать подобные затруднения. Авторами разработан другой оригинальный метод переворота робота из аварийного положения в рабочее состояние с использованием динамических эффектов. Очевидно, что в рассматриваемом случае простой периодический закон движения ног не приведет к успеху, так как период качаний корпуса будет зависеть от амплитуды. В результате амплитуда качаний корпуса достигает такого значения, что корпус неизбежно переворачивается. Аналогичный прием раскачивания часто интуитивно используется любителями качаться на качелях. Предложен и обоснован метод целенаправленного раскачивания корпуса за счет синхронизированного движения ног, обеспечивающий требуемый переворот корпуса через назначенный борт и возвращение робота в рабочее положение с использованием специально синтезированного движения ног. Выполнено аналитическое исследование возможности достижения переворота в зависимости от параметров конструкции робота. С помощью программного комплекса «Универсальный механизм» осуществлено компьютерное моделирование полной динамики робота, подтвердившие эффективность разработанной методики для восстановления функциональной состоятельности робота. Результаты численных экспериментов и полученные соответствующие видеоматериалы, показали надежную практическую реализуемость разработанного метода. Сформирован видеоролик, иллюстрирующий процесс самостоятельного спасения робота и доступный на сайте ИПМ им. М.В. Келдыша РАН (URL: http://library.keldysh.ru/preprint.asp?id=2019-48).
Выполнен начальный этап работы по созданию физической модели четырехногого колесно-шагающего робота с антропоморфными ногами, преодолевающего препятствия под управлением нейронной сети, настроенной с помощью методов глубокого обучения. Разработан натурный макет аппарата с двадцатью двумя степенями свободы. В программном комплексе "универсальный механизм" с целью обучения нейронной сети создана компьютерная модель динамики робота с учетом параметризации движения ног на одном шаге и требованием выполнения необходимых условий равновесия. Выход компьютерной модели использовался в качестве входных данных для обучения нейронной сети управлению ходьбой. Модель нейронной сети была взята из пакета программ «Wolfram Mathematica». Для глубокого обучения с подкреплением применяется критерий оценки работы сети, основанный на алгоритмах Q-learning. Представлены основные результаты моделирования движения четырехногого колесно-шагающего робота с нейросетевым синтезом управления. После 7430 итераций процесса обучения компьютерная модель робота сумела успешно преодолеть препятствие в виде ступеньки, высота которой составляла половину голени. На следующем этапе будет выполнено сравнение результатов моделирования и экспериментальной проверки для подтверждения результатов компьютерного эксперимента.
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Механика и управление движением робототехнических систем. 2016 |
Результаты этапа: - Методом компьютерного эксперимента верифицированы алгоритмы стабилизации движения автономного шестиногого робота с использованием двух одинаковых шаров, которые могут свободно кататься по горизонтальной шероховатой плоскости. Уверенное выполнение локомоционной задачи было достигнуто с использованием полной динамической твердотельной модели управляемого движения системы средствами программного комплекса “Универсальный механизм”. - Выполнен анализ свойств параметрического семейства решений уравнений кинетостатики двуногого робота на внешней поверхности кругового наклонного шероховатого освобождающего цилиндра. Изучена связность областей, допустимых для постановки ног. - Улучшен алгоритм, решающий задачу обнаружения одиночных изолированных препятствий мобильным роботом с помощью дальномера. Создан прототип четырехколесного колесно-шагающего аппарата с активной подвеской, его компьютерные модели, а также вспомогательные и упрощенные субмодели. Построен синтез управляемого движения шестиногого робота на меканум-колесах по некоторым криволинейным траекториям - Построена математическая модель для движения в параллельном поле тяжести твердого тела, отслеживающего касательную к траектории при скольжении тела вдоль кривой под действием сил сухого и вязкого трения. Соответствующие уравнения движения содержат сингулярность. Предложен метод регуляризации этих уравнений. | ||
2 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Механика и управление движением робототехнических систем. 2017 |
Результаты этапа: Конструктивно разработан алгоритм построения и стабилизации движения при переправе на плоту автономного шестиногого робота с одного берега на другой небольшой водной преграды. С этой целью выполнена и верифицирована компьютерная реализация полной математической модели нестационарной пространственной динамики плота вместе с роботом под действием активных сил, архимедовой силы и сил сопротивления воды движению. Построена виртуальная среда для моделирования движения плота вместе с роботом по воде, которая предусматривает возможность перемещения робота по плоту при переправе. Алгоритм управления движением отработан средствами компьютерного моделирования комплекса «УМ». Выполнена визуализация процесса переправы, свидетельствующая о работоспособности алгоритма в условиях действия помех. С помощью уравнений кинетостатики двуногого робота на внешней поверхности кругового наклонного шероховатого освобождающего цилиндра выполнен анализ свойств допустимых областей точек опоры, обеспечивающих заданное движение робота. Выявлена аналогия задачи о равновесии двуногого робота на цилиндре задаче о двухпальцевом захвате и переносе цилиндра рукой манипулятора. Для задачи о брахистохроне твердого тела, отслеживающего касательную к траектории при его скольжении вдоль кривой под действием сил сухого и вязкого трения, найдены и методами компьютерной алгебры верифицированы условия экстремальности. Выполнен предварительный анализ этих условий. В декабре 2016 года была защищена диссертация: "Брахистохрона при действии разгоняющей силы, а также сухого и вязкого трения." Разработан эвристический алгоритм с элементами искусственного интеллекта (встроенная продукционная система) обнаружения и картирования препятствий с помощью лазерного дальномера. Алгоритм отработан на моделях, ведется его установка на реальный объект - АвтоНИВУ. Построена квазистатическая модель манипулятора манго с нейроподобным управлением, разработаны его интеллектуальные технологии. Проведены международные молодежные робототехнические соревнования EUROBOT. Председатель организационного комитета: М.А.Салмина, член программного комитета: Н.В.Петровская. М.А.Салмина так же, член организационного комитета конференции: "Конкурс компетенций РОБОТОН-МиР". Н.В.Петровская выступила на международной конференции по новым образовательным технологиям с докладом: "Предметная олимпиада по робототехнике и другие форматы инженерно-технических состязаний". | ||
3 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Механика и управление движением робототехнических систем. 2018 |
Результаты этапа: Построено движение шестиногого робота, позволяющее осуществить его переправу вместе с грузом на другой берег водной преграды в простейшем случае, когда робот сообщает плоту начальный толчок от берега. Предложенный алгоритм управления предусматривает необходимость переноса груза с берега на плот, транспортировки груза по движущемуся плоту и переноса груза с плота на другой берег. Решаемая задача формулируется следующим образом. Первоначально робот идет по горизонтальной поверхности. На его пути расположена не очень широкая, но достаточно протяженная водная преграда с перпендикулярными к направлению движения берегами. Ширина водной поверхности не позволяет роботу перешагнуть через преграду, но для того, чтобы ее переплыть достаточно оттолкнуться от берега ногами. На воде у ближайшего к роботу берега свободно лежит плот, а на берегу у воды лежит груз. Робот должен подойти к плоту, перейти на него и одновременно перенести груз. Затем с достаточной силой оттолкнувшись от берега переплыть на плоту к другому берегу, переместившись вместе с грузом к подходящему для переправы краю плота, и перейти на другой берег, переместив на него груз. При выполнении этих маневров возникают колебания плота относительно воды и удары, связанные с транспортировкой груза. Если к тому же робот вместе с грузом оказывается в силу разных причин не на осевой линии плота, то при движении робота по плоту и особенно при отталкивании от берега возникает закрутка плота вокруг вертикальной оси, что осложняет задачу управления. В статье представлен конструктивно построенный алгоритм решения сформулированной задачи. Этот алгоритм был отработан на программном комплексе ``Универсальный механизм'' с учетом полной динамики системы в целом, имеющей 36 степеней свободы. Представленные результаты компьютерного моделирования свидетельствуют о принципиальной реализуемости предложенного алгоритма управления роботом. Соответствующий видеоролик доступен на сайте ИПМ им. М.В. Келдыша РАН (URL: http://library.keldysh.ru/preprint.asp?id=2018-68). Исследована задача о возможности реализации двуногим роботом заданного линейного и углового ускорения с опорой о цилиндрическую поверхность. Наличие даламберовых сил инерции при ускорении центра масс двуногого робота промоделировано уравнениями кинетостатики двуногого робота на внешней поверхности кругового наклонного шероховатого освобождающего цилиндра. Подробно рассмотрен случай, когда активные и даламберовы силы, действующие на робота, приводятся к одной равнодействующей. Поиск реакций опоры, обеспечивающих заданное движение, выполнен с учетом нелинейных ограничений, связанных с наличием сил сухого трения. Уточнены существенные детали в структуре допустимой области расположения стоп ног на цилиндре, обеспечивающие кинетостатическое равновесие робота в параллельном поле сил при фиксированном положении центра масс робота и угла наклона цилиндра к вектору суммарной силы. Выполнено параметрическое исследование связности областей, допустимых для постановки ног, в зависимости от угла наклона суммарной силы по отношению к цилиндру. Установлено, что при больших углах между силой и цилиндром связность допустимых областей точек опоры может нарушаться. Выявлена аналогия задачи о равновесия двуногого робота на цилиндре задаче о двухпальцевом захвате и переносе цилиндра рукой манипулятора. Различие этих задач состоит лишь в том, что в первой задаче силы действуют со стороны цилиндра на робота, а во второй задаче силы действуют со стороны робота на цилиндр. Поэтому результаты, полученные для решения первой задачи, с соответствующими модификациями и уточнениями могут быть перенесены на решение второй задачи. Разработаны методы решения задачи обнаружения и картирования препятствий с помощью лазерного дальномера. Это – одна из основных задач управления роботами при движении на экстремальных препятствиях. Лазерные дальномерные сканирующие сенсоры, иначе называемые лидарами, в настоящее время широко применяются в мобильной робототехнике. При этом решаются следующие типичные задачи: обнаружение и картирование препятствий (при известной навигационной информации); реализация системы безопасности (бесконтактного бампера); локализация, навигация мобильного аппарата и составление карты, контроль профиля дороги; совместное использование данных (data fusion) дальномеров и других сенсоров, например, ТВ-камер, тепловизоров, при этом точнее выделяются объекты наблюдаемой сцены и определяются расстояния до них. На данном этапе поставленная задача решается применительно к автомобилю-роботу проекта АвтоНИВА, разработка которого ведется в ИПМ им. М.В. Келдыша, при поддержке РФФИ, проекты 16-08-00880, 16-01-00131. Создана модель машины и модель ее сенсорной информационной системы, которая будет установлена на крышу. Основным ее элементом для рассматриваемой задачи является дальномер SICK (коммерческое устройство, разработанное в Германии). Разработан и отрабатывается эвристический алгоритм с элементами ИИ (встроенная продукционная система) обнаружения и картирования препятствий с помощью лазерного дальномера. Основной блок алгоритма построен как система продукционных правил, которые вводят логические соотношения, позволяющие судить о наличии или отсутствии препятствия по полю нормалей к поверхности. Найденные препятствия заносятся на двумерную карту, разработаны методы картирования препятствий. Алгоритм отработан на моделях, изучено влияние параметров алгоритма. Предложены функции и ведущие алгоритмы подсистем зрения робоавтомобиля АвтоНИВА. Система телевизионного зрения работает с цветными телевизионными изображениями. Данная подсистема основана на новом, специальном сжатом описании каждого кадра, которое позволяет решать задачи нахождения и распознавания объектов в реальном времени, минимизируя обращения к исходному массиву изображения на стандартном персональном компьютере. Разработан прототип четырехколесного колесно-шагающего аппарата (ровера) с активной подвеской, его компьютерные модели, а также вспомогательные и упрощенные субмодели. Уравнения движения интегрируются в программном комплексе «Универсальный механизм». Исследованы механика, динамика движения и синтез управления преодоления препятствий для многоколесного мобильного робота с пассивной и активной подвесками. Выполнена сборка ровера и отработка его подсистем. Создан робот омни-мобильного движения на меканум-колесах. Основная цель исследований – синтез управляемого движения аппарата по криволинейным траекториям. Использование меканум-колес (роликонесущих колес всенаправленного движения) упрощает кинематическую схему аппарата за счет отказа от сложных рулевых механизмов и приводов, и при этом полностью сохраняет возможности управления криволинейными движениями. Разработан исследовательский макет мобильного манипулятора на шестиколесной меканум-платформе. Эта система обладает большим числом степеней свободы и является кинематически избыточной, но именно в силу этого обстоятельства способна решать весьма широкий класс задач манипулирования предметами и движения в пространстве, в том числе в стесненных средах. Предложены методы кинематического управления манипулятором и шасси робота. Такой подход оправдан при достаточно медленных движениях робота. Исследованы прямая и обратная кинематические задачи манипулятора, показано, что они обе имеют аналитические решения. Для шасси робота построены методы управления перемещением в разных режимах (общем или поступательном движении) по произвольным криволинейным траекториям. Эффективность указанных методов подтверждена результатами экспериментов с созданным роботом. Продемонстрирована высокая мобильность аппарата. Выполненные теоретические исследования, компьютерное и натурное моделирование подтвердили техническую реализуемость представленного мобильного манипулятора. Функциональные качества робота оценены как достаточно эффективные. Дальнейшие исследования предполагается вести в направлении оснащения машины развитой сенсорикой, прежде всего зрением и дальномерной системой. Последнюю предполагается использовать для обнаружения препятствий на пути робота, такая подсистема уже создана. Тем самым планируется создание автономного робота. По итогам работы по проекту подготовлена 1 кандидатская диссертация. | ||
4 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Механика и управление движением робототехнических систем. 2019 |
Результаты этапа: Показано, что автономное спасение шестиногой машины из аварийного положения «вверх ногами» возможно при помощи циклического движения ног, если корпус имеет верхнюю оболочку в виде усеченного цилиндра. Предложен метод раскачивания корпуса за счет синхронизированного движения ног, обеспечивающий переворот корпуса и возвращение робота в рабочее положение. Выполнено аналитическое исследование и компьютерное моделирование полной динамики робота, подтвердившие эффективность разработанной методики для восстановления функциональной состоятельности робота. Приводятся результаты численных экспериментов и соответствующие видеоматериалы, показывающие практическую реализуемость разработанного метода. Выявлена аналогия динамики многоногого робота и динамики параллельных манипуляторов, которые являются основой кинематики для существующих и перспективных периферийных стыковочных механизмов КА. Разработаны алгоритмы и компьютерные программы расчета уравнений динамики соответствующих параллельных манипуляторов. В математической модели конкретного механизма уравнения дополняются алгоритмами расчета внутренних активных сил и моментов, создаваемых его устройствами демпфирования энергии и приводами. Разработана математическая модель динамики периферийного стыковочного механизма с управляемой рекуперацией упругой энергии. Разработано программное обеспечение для гибридного моделирования процесса причаливания космических аппаратов, то есть их стыковки с использованием космического манипулятора. При таком моделировании манипулятор и относительное движение соединяемых объектов описываются математической моделью, а стыковочные агрегаты представлены реальными экземплярами. Относительное движение этих агрегатов воспроизводится на 6-степенном стенде, управляемом компьютером. Исследованы уравнения динамики переноса хрупкого цилиндра манипулятором с трехпальцевым схватом. Выполнены аналитические исследования о целесообразном распределении нагрузки при опоре шагающей машины о шероховатые цилиндры, имитирующие навал бревен на шероховатой плоскости с возможностью проскальзывания бревен относительно плоскости и относительно друг друга. Показано, что равновесие системы из двух однородных цилиндров, один из которых лежит на земле, а другой опирается о землю и о второй цилиндр под острым углом, возможно только в случае параллельного расположения их осей. На основе схемы стайного подхода к моделированию транспортных потоков разработана система микромоделирования транспортных потоков города и шоссе, с возможностью исследования различных параметров дорог и транспортных потоков. Представлены модели условных городских перекрестков и примеры реальных московских дорог. Разработана теоретическая схема моделирования, программный симулятор и показаны соответствующие результаты моделирования. Выполнен этап работы по созданию физической модели четвероногого колесно-шагающего робота преодолевающего препятствие в виде ступени с помощью методов машинного обучения с подкреплением. Разработана модель натурного аппарата с двадцатью одной степенью свободы. Выполнена параметризация шагового движения и необходимые условия равновесия, которые были учтены в программном комплексе «Универсальный механизм». Параметры модели были взяты в качестве входных данных нейронной сети с целью выделения набора параметров для функции вознаграждения, которая используется для дальнейшего обучения с подкреплением, основанными на алгоритмах Q-обучения. Представлены основные результаты по синтезу движения. | ||
5 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Механика и управление движением робототехнических систем. 2020 |
Результаты этапа: Решены фундаментальные проблемы, возникающие при разработке мехатронных мобильных систем, ориентированных на автономную работу в условиях экстремально сложного рельефа окружающей среды, и предполагающие создание соответствующих методов и алгоритмов управления, их отработку средствами компьютерного моделирования, полунатурного и натурного макетирования. Разработаны методы синтеза движения беспилотных мобильных роботов (как шагающих, колесно-шагающих, так и летающих) в условиях, когда имеются ограничения на способ перемещения. Такими могут быть, например, сохранение экологии окружающей среды; наличие невозможных для опоры областей; предписание двигаться только по поверхности или внутри какого-либо объекта сложной формы; активное балансирование на неустойчивых объектах внешней среды; ограничения по типу трения при контактных взаимодействиях; требование комфортабельности движения, выполнение задач манипулирования при движении, необходимость перелета с одного места на другое, управление группой роботов и т.п. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".