![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Цель - исследовать векторы трансформации ментальной картины мира людей в условиях «изменения изменений», нарастания неопределенности, сложности и разнообразия и изучить то, как люди реагируют на эти проявления современности. Вводится и обосновывается конструкт «психология современности» как изобретенной реальности. Анализируются различные особенности современности: полифоничность, релятивистская природа, ускорение изменений, мобильность, текучесть, разнообразие, сложность, гетерогенность, нелинейность, многомерность и неопределенность. Исследуются психологические механизмы выработки неопределенности в развитии открытых систем. Выделяются психология неопределенности, психология сложности и психология разнообразия как тренды психологической и нейрокогнитивной наук. Историко-эволюционная методология междисциплинарного познания рассматривается как интегрирующая программа психологии и когнитивной науки, позволяющая им вступать в конструктивный диалог с широким кругом наук о природе, обществе и человеке.
The aim of the study is to investigate the vectors of transformation of the mental picture of the world of people in the conditions of "changing changes", increasing uncertainty, complexity and diversity, and to study how people react to these manifestations of modernity.The construct “modern psychology” as an invented reality is introduced and substantiated. Various features of modernity are analyzed: polyphonicity, relativistic nature, acceleration of changes, mobility, fluidity, diversity, complexity, heterogeneity, nonlinearity, multidimensionality and uncertainty. The psychological mechanisms of generating uncertainty in the development of open systems are investigated. The psychology of uncertainty, the psychology of complexity and the psychology of diversity as trends in the psychological and neurocognitive sciences are highlighted. The historical and evolutionary methodology of interdisciplinary cognition is considered as an integrating program of psychology and cognitive science, allowing them to engage in a constructive dialogue with a wide range of sciences about nature, society and man.
1) Будет разработана концепция цифровой социализации и кибербезопасности; 2) будет разработана концепция межкультурной компетентности; 3) будут исследованы психологические защиты и стратегии совладающего поведения; 4) будут исследованы особенности гражданской идентичности граждан РФ; 5) будет изучена связь особенностей временной перспективы и представлений о мире; 6) проанализировано отношение разных поколений к новым технологиям.
C 2009 года коллективом авторов был проведен ряд исследований (Солдатова и др, 2012; Солдатова и др. 2012; Солдатова и др., 2013; Солдатова, Рассказова, Нестик, 2017), в которых рассматриваются векторы изменений представителей цифрового поколения, особенности новой социальной ситуации развития и цифровой социализации, проблемы онлайн-безопасности и возможности совладания подростков с онлайн-рисками, связь особенностей пользовательской активности детей и подростков с различными стратегиями родительской медиации и цифровой компетентностью как детей, так и взрослых. На основе анализа свыше 20 000 звонков и электронных сообщений по проблемам использования интернета от детей и взрослых, полученных на горячую линию помощи «Дети онлайн», предложена классификация онлайн-рисков и угроз, осуществлен анализ эволюции рисков (Солдатова и др., 2015), выявлены и сопоставлены с европейскими странами (по данным исследований EU Kids Online) структура онлайн-рисков, с которыми сталкиваются российские подростки, а также способы совладания с ними. Выявлены социодемографические факторы столкновения и совладания с онлайн-рисками, роль пользовательской активности, отношения к интернету, родительской медиации. Разработана модель цифровой компетентности (Солдатова и соавт., 2013) как составляющей социальной компетентности, включающая компоненты знаний, умений, мотивации и ответственности в Интернете. Исследованы связь цифровой компетентности с отношением к интернету, технофобией и технофилией, образом Я и эмоциональными переживаниями онлайн, онлайн-деятельностью подростков, столкновением с онлайн-рисками. Под руководством Шлягиной Е.И. защищена кандидатская диссертация Е.Н. Львовой "Личностное опосредствование выбора стратегий совладания в ситуации неопределенности" Т.А. Нестиком защищена докторская диссертация «Социально-психологическая детерминация группового отношения к времени».
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Психология современности: вызовы неопределенности, сложности, разнообразия |
Результаты этапа: Группой Г.В. Солдатовой сделан аналитический обзор современных исследований психологических предикторов успешности межкультурного взаимодействия в рамках концепции «культурного интеллекта». Показано, что культурный интеллект не только сам выступает в качестве такого предиктора, но и выполняет медиаторную функцию, опосредуя сложные процессы взаимоотношений между личностными особенностями и феноменами, возникающими в ситуациях межкультурного взаимодействия. В рамках апробации методики «Шкала культурного интеллекта» собраны данные на выборке 551 человек. Проведено пилотажное исследование типов этнической идентичности и их связи с успешностью межкультурного взаимодействия. Показано, что чем более выражена позитивная этническая идентичность, тем более индивид способен успешно взаимодействовать в межкультурном контексте. Таким образом, позитивная этническая идентичность является важным фактором, определяющим успешность индивида в межкультурном взаимодействии. Знание и интерес к собственной культуре и ее ценностям, осознание и ощущение принадлежности к позитивно оцениваемой группе при толерантном отношении к другим народам становится ключом к успешной интеграции в современный мир культурного разнообразия. С опорой на эмпирические исследования по психологии вынужденной миграции и многолетнего опыта практической работы специальных психологических служб предлагается социокультурный подход как основа оказания психологической помощи беженцам и вынужденным мигрантам и решения проблем их адаптации, реабилитации и интеграции в принимающее сообщество. Организация психологической помощи вынужденным мигрантам на основе социокультурного подхода предполагает комлексность реабилитационно-коррекционных мероприятий и программ. Данный принцип отражает необходимость, во-первых, сочетания в практической работе с данной категорией лиц различных взаимодополняющих психоконсультационных и психотерапевтических подходов, методов и форм работы. Во-вторых, учет четырех основных и взаимосвязанных между собой блоков проблем, характерных для вынужденных мигрантов, которые можно обозначить как травматизация, социальная депривация, психопатологический статус и культурная адаптация. В-третьих, соблюдение принципа комплексности в практической работе с вынужденными мигрантами предполагает тесную взаимосвязь психоконсультационной и психотерапевтической работы с психодиагностическими исследованиям. Группа Е.И. Шлягиной выполнены теоретический и эмпирический анализ связей между направлением и типом вербальных реакций в фрустрирующих ситуациях и личностными характеристиками субъекта (толерантность/интолерантность к неопределенности, общая осмысленность жизни, личностная тревожность, уровень субъективного контроля). Представлено эмпирическое обоснование существования опосредующих связей между отдельными стратегиями совладания и типами вербальных реакций по тесту С. Розенцвейга. Теоретический анализ показал существование ограничений при описании феноменологии совладания и необходимость его рассмотрения как сложного установочного образования, имеющего уровневую структуру и разворачивающегося как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровнях. Обосновано понимание фрустрации как трудной жизненной ситуации и представлено теоретическое обоснование возможности применения теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга для диагностики неосознаваемых компонентов совладания. Показано существование следующих опосредствованных связей между направлением и типом вербальных реакций и стратегиями совладания: 1. Между реакциями с фиксацией на самозащите и стратегией совладания «планомерное решение проблем». 2. Между реакциями с фиксацией на препятствии и интрапунитивными реакциями и стратегиями совладания «избегание», «настойчивое решение проблем» и «планомерное решение проблем». 3. Между реакциями с фиксацией на препятствии и стратегиями совладания «поиск социальной поддержки» и «отвлечение». Группой Т.А. Нестика: 1. Разработаны методические средства для исследования представлений у школьников старших классов и студенческой молодежи о сценариях коллективного будущего. Разработана анкета с открытыми вопросами для выявления представлений о будущем с последующей обработкой по методу прототипического анализа структуры социального представления П. Вержеса, методики «Сценарии будущего» и «Глобальные риски». Адаптированы методика «Опросник отношения к ядерным проблемам» М. Ньюкомба (Newcomb, 1986), «Ядерные ориентации» (Nuclear Orientation Questionnaire, NOQ; Hamilton et al., 1986). 2. Проведено 2 эмпирических исследования структуры представлений у молодежи о сценариях коллективного будущего. Проведено два исследования представлений о будущем среди студентов московских ВУЗов. Первое исследование направлено на выявление представлений о глобальных рисках и сценариях мирового развития , второе - на изучение представлений молодежи о будущем. В целом негативных оценок будущего интернета значительно больше, чем позитивных и нейтральных. Результаты исследования указывают на дисбаланс между скоростью развития технологий и рефлексией их последствий в молодежной среде. На выраженность негативных оценок в представлениях о будущем цифровых технологий влияют негативные переживания при пользовании интернетом. Выявлена связь оценки вероятности негативных сценариев развития технологий и социальной сложности (опросник «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леонга), а также фаталистического настоящего («Стенфордский опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо). 3. Разработаны теоретико-методологические принципы и методический инструментарий для анализа феномена технофобии. Разработаны шкалы для оценки отношения личности к цифровым технологиям, генно-модифицированным продуктам и нанотехнологиям. Показано, что ключевым фактором принятия новых технологий, - и в конечном счете, - формирования технооптимизма является вовлеченность личности в коммуникацию с другими пользователями, в ходе которой разрешаются проблемы, происходит обмен опытом, открыто высказываются и оспариваются мнения о дальнейшем развитии технологии. Группой В.С. Собкина на материале опроса, посвященного отношению к экстремизму подростков Москвы и Кишинева, исследовалась динамика толерантных установок в подростковом возрасте. Показано, что в зависимости от специфики школы и своего национального статуса школьник ощущает себя частью большинства или меньшинства, что определяет его отношение к экстремизму. Структурный анализ выявил, что подростки могут одобрять и оправдывать экстремистские действия на микросоциальном уровне (личная позиция), и вместе с тем поддерживать законодательный запрет подобных актов на макросоциальном уровне. Были созданы профили отношения к экстремизму подростков Москвы и Кишинева. В Москве подростки предрасположены к экстремистским действиям, гораздо лучше осведомлены о деятельности подобных организаций и считают их нормативно приемлемыми, однако сложившаяся ситуация не побуждает их к активным действиям. В Кишиневе же противостояние между национальным большинством (молдаванами) и представителями национальных меньшинств (русскими) провоцирует подростков на активное участие в экстремистской деятельности. | ||
2 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Историко-эволюционный анализ психологии современности в условиях неопределенности, сложности и разнообразия |
Результаты этапа: Проведено эмпирическое исследование особенностей использования инфокоммуникационных технологий в современных семьях, имеющих детей от 5 до 11 лет, а также изучение инфокоммуникационных технологий как нового культурного орудия развития высших психических функций (память, внимание, мышление) у разных возрастных групп. Подготовлена монография "Цифровое поколение России: компетентность и безопасность", посвященная исследованию особенностей использования современными российскими детьми и подростками инфокоммуникационных технологий в различных онлайн-контекстах (совместно Е.И. Рассказовой и Т.А. Нестиком). Подготовлено дополненное издание пособия для работников системы общего образования "Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете", посвященное решению актуальной задачи: повышению цифровой компетентности школьников и учителей в сфере управления персональными данными в интернете. Проведен представлен анализ теорий и подходов к пониманию успешности личности в ситуации культурного многообразия в рамках современных теорий межкультурных коммуникаций. Проведена апробация русскоязычной версии расширенной Шкалы культурного интеллекта (Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Рассказова Е.И.). Проведено исследование личностных предикторов успешности межкультурного взаимодействия. Показано существование детерминационных и опосредствующих связей между личностными ресурсами и стратегиями совладания; описаны возможные изменения характера влияния личностной характеристики на выбор стратегии совладания под воздействием переменной-модератора (переменной, воздействующей на каузальную связь между зависимой и независимой переменной); представлены результаты применения методики изучения фрустрационных реакций С Розенцвейга в исследовании неосознаваемых психологических средств совладания. Теоретико-эмпирическое исследование личностных детерминант глобальной идентификации в условиях глобальных рисков и неопределенности. | ||
3 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Историко-эволюционный анализ психологии современности в условиях неопределенности, сложности и разнообразия |
Результаты этапа: | ||
4 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Историко-эволюционный анализ психологии современности в условиях неопределенности, сложности и разнообразия |
Результаты этапа: Группой Г.У Солдатовой велась научно-исследовательская деятельность в двух направлениях: 1) психологические аспекты цифровой социализации и кибербезопасности, 2) психологические предикторы успешности межкультурного взаимодействия. В рамках первого направления был выполнен ряд работ и получены следующие результаты: 1. Разработан дизайн исследования и методический инструментарий, включающий анкеты для детей разного возраста и их родителей с блоками вопросов: пользовательская активность; столкновение с онлайн-рисками; цифровое образование; образ цифрового мира; родительские стратегии медиации; социальное взаимодействие в цифровом обществе; взаимодействие с неживыми системами; цифровое гражданство; цифровая компетентность. Проведен основной этап популяционного исследования особенностей цифровой социализации у разных поколений в 7 федеральных округах РФ:. Всего в исследовании с учетом выборки апробации 2018 г. (Москва и Московская область - Центральный федеральный округ) приняли участие 1553 школьника 12-17 лет из 15 городов РФ и 1219 родителей подростков того же возраста. Результаты популяционного исследования проанализированы отдельно по поколениям, а также проведен межпоколенческий анализ по блоку вопросов, посвященных цифровому образованию и отношению к ИКТ в образовательном процессе. 2. Подготовлены и опубликованы учебно-методические пособия по курсу «Кибербезопасность» для 7 и 8 классов (тренажеры). Пособия разработаны в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования к организации внеурочной деятельности в основной школе. Издание адресовано преподавателям и классным руководителям общеобразовательных организаций. Пособия для учащихся общеобразовательных организаций содержит материалы по полезному и безопасному использованию интернета. Пособия по курсу «Кибербезопасность» открывают возможность для повышения цифровой грамотности школьников. Она поможет учащимся раскрыть возможности интернета, научиться вовремя распознавать онлайн-риски, успешно разрешать проблемные ситуации в сети, защищать свои персональные данные и управлять ими в Интернете. В рамках второго направления, связанного с психологией межкультурных коммуникаций были проведены следующие работы: 1. Проведено исследование связи между личностными особенностями, определяющими выраженность и направленность активности личности в межкультурном контексте (личностными чертами Большой пятерки, типом этнической идентичности, толерантностью, толерантностью к неопределенности, жизнестойкостью, ценностными ориентациями, эмпатией), и уровнем межкультурной компетентности. Группой Е.И. Шлягиной Продолжен цикл исследований личностного опосредствования совладающего поведения в ситуации неопределенности. В 2019 было завершено комплексное исследование ресурсов совладания в ситуации переговоров. Выявлено наличие и определен характер связей копинг-стратегий со стилем делового общения в ситуации неопределенности. Также в 2019 проведено исследование, направленное на определение наличия и характера связей между различными уровнями совладающего поведения - копинг-стратегиями (осознаваемый уровень совладания) и защитными механизмами личности (глубинный, неосознаваемый уровень совладания). Рассмотрено опосредствование различных уровней совладания с такими личностными характеристиками как толерантность к неопределенности и уровнем субъективного контроля. Группой Т.А. Нестика работа велась в двух направления. 1) Проведено исследование связи тревоги по поводу будущего (на основе опросника «Темное будущее» З. Залеского) с другими характеристиками индивидуальной временной перспективы (на основе опросника ZTPI Ф.Зимбардо) и представлениями о мире (на основе опросников «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леонга и Опросника моральных оснований (MFQ) Дж. Хайдта). 2) Изучена связь уровня социального доверия с отношением личности к новым цифровым технологиям, в том числе – к использованию искусственного интеллекта. | ||
5 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Историко-эволюционный анализ психологии современности в условиях неопределенности, сложности и разнообразия |
Результаты этапа: Группой Г.У Солдатовой велась научно-исследовательская деятельность в двух направлениях: 1) исследование психологических особенностей цифровой социализации представителей разных поколений; 2) исследование особенностей агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков и молодежи в сети. В рамках первого направления был выполнен ряд работ и получены следующие результаты: 1. Рассмотрены особенности отношения к цифровизации образования и учительской медиации накануне коронакризиса глазами подростков и родителей. Выборку исследования составили 1553 школьника 12-17 лет из 15 городов Российской Федерации и 1219 родителей подростков того же возраста. На основе анализа данных, представленных в этом исследовании, выделяются четыре основных фактора, которые стали серьезными барьерами на пути перехода от очного обучения к дистанционному: недостаточная техническая оснащенность школ и домохозяйств и слабое использование цифровых технологий как инструментов для усовершенствования или трансформации педагогических практик; низкая психологическая готовность и детей и родителей к неожиданным переменам в обучении, обусловленным коронакризисом; недостаточная цифровая компетентность школьников и их родителей, затруднившая быстрый переход на дистанционное обучение; представления школьников о недостаточной «цифровой» подготовленности педагогов, неактивного их включения в цифровую социализацию и использование ограничивающих стратегий медиации цифровой активности школьников. 2. Подготовлены и опубликованы учебно-методические пособия по курсу «Кибербезопасность» для 9 класса (тренажер и программа). Пособия разработаны в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования к организации внеурочной деятельности в основной школе. Издание адресовано преподавателям и классным руководителям общеобразовательных организаций. Пособия для учащихся общеобразовательных организаций содержит материалы по полезному и безопасному использованию интернета. Пособия по курсу «Кибербезопасность» открывают возможность для повышения цифровой грамотности школьников. Она поможет учащимся раскрыть возможности интернета, научиться вовремя распознавать онлайн-риски, успешно разрешать проблемные ситуации в сети, защищать свои персональные данные и управлять ими в Интернете. В рамках второго направления исследования, связанного с деструктивным поведением в сети, проведен анализ механизмов киберагрессии, а именно, представления о поводах, пространстве, содержании и форме киберагрессии среди трех поколений – подростков, молодежи и родителей подростков. В исследовании приняли участие 3395 человек: 1554 подростка 12–17 лет, 736 молодых людей 18–30 лет и 1105 родителей подростков 12–17 лет из 8 федеральных округов РФ. Группой Е.И. Шлягиной Продолжен цикл исследований личностного опосредствования совладающего поведения в ситуации неопределенности. В рамках исследования рассматривается каузальная связь психологического благополучия, стратегий совладания, личностных характеристик: толерантности к неопределенности и самоэффективности, вовлеченности сотрудников в работу. Выявлена связь психологического благополучия с проактивными стратегиями совладания. Обнаружена положительная связь психологического благополучия с самоэффективностью и вовлеченностью в работу и отрицательная связь психологического благополучия с толерантностью к неопределенности. Медиаторный анализ показал, что самоэффективность и вовлеченность в работу являются предикторами психологического благополучия, а проактивные стратегии совладания опосредствуют связь психологического благополучия с другими переменными. Группой Т.А. Нестика в ходе исследований выявлены характеристики образа мира, связанные со сбалансированностью временной перспективы. Впервые проведена адаптация на русскоязычной выборке методики «Вера в игру с нулевой суммой», предназначенной для измерения выраженности антагонистических представлений об обществе. | ||
6 | 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. | Психология цифровой трансформации личности и общества |
Результаты этапа: В рамках НИР проведено:1)исследование особенностей цифровой социализации у представителей разных поколений (N=1553 чел.); 4) определение роли коллективных переживаний в формировании отношения к глобальным рискам. | ||
7 | 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. | Психология цифровой трансформации личности и общества |
Результаты этапа: Руководителем темы, профессором Г.У. Солдатовой совместно с мл.н.сотр. Чигарьковой С.В. работа велась в рамках нескольких направлений исследования, результаты которых отражены в первых трех разделах. В первом разделе приведены данные исследования образа реального и виртуального мира подростков и взрослых (N=616). Во втором разделе представлены результаты качественного исследования образов виртуального и реального Я у подростков и взрослых (N=804). Третий раздел посвящен исследованию интегрального показателя социального капитала в виртуальном пространстве и его связи с рядом показателей цифровой социализации (N=674). В четвертом и пятом разделах, подготовленных вед.н.сотр. Т.А. Нестиком, представлены результаты исследований, связи между социально-психологическими характеристиками личности и ее отношением к использованию систем искусственного интеллекта в условиях пандемии (N=515), а также связи временной перспективы личности с уровнем религиозности в условиях неопределенности и цифровой трансформации (N=786). Краткие итоги промежуточного этапа разработки темы ««Психология цифровой трансформации личности и общества»» в 2022 году приведены в соответствии с 5 направлениями исследований. 1. При анализе образа мира у подростков и родителей показано, что половина родителей и почти треть подростков накануне коронакризиса именно виртуальный мир видели скорее сквозь оптику BANI-мира – хрупким, непостижимым и тревожным, что позволяет рассматривать онлайн-пространства как площадки адаптации и преадаптации к новой реальности и трансформациям глобального образа мира. Сохраняя также отношение к виртуальному миру как к увлекательному и полному новых знаний и перенося весь этот опыт в реальный мир, часть подрастающего поколения в то же время может приобретать важные навыки успеха в BANI-мире: гибкость, любознательность, готовность выдерживать тревогу, интуитивность. В целом, по сравнению со взрослыми подростки конструируют более позитивный и целостный образ мира, в котором реальное и виртуальное пространства сближаются, что может выступать основной для выстраивания конструктивных адаптационных стратегий в множественной реальности. 2. Сравнительный анализ самоописаний подростков и взрослых в реальном и виртуальном мирах свидетельствует о тенденции к сближению реальной и цифровой идентичности. Несмотря на сближение у обоих поколения, образы Я у подростков и взрослых конструируются по-разному. У взрослых доминируют социальные характеристики, в то время как у подростков социальные и личностные характеристики представлены в образе Я в одинаковой мере. Таким образом, в рамках смешанной реальности не выстраивается альтернативная цифровая идентичность, отличная или противопоставляемая реальной, как это показывали более ранние исследования, а конструируется целостная идентичность. 3. На основе эмпирических данных получен интегральный показатель социального онлайн-капитала. Низкий показатель социального онлайн-капитала характеризуется не более 50 френдами и подписчиками, как правило, это личные знакомые, с которыми они активно общаются и крайне редко – люди, которых они не видели офлайн. У пользователей со средним показателем социального онлайн-капитала от 51 до 150 друзей в социальных сетях, с которыми они общаются и чаще всего знакомы в реальной жизни, при этом подписчиков больше, чем друзей. Высокий показатель социального онлайн-капитала характерен для тех, кто имеет более 150 друзей в социальных сетях и еще больше подписчиков, при этом половину из них представляют незнакомые в реальной жизни люди, с которыми они активно общаются. Подростки по показателям социального онлайн-капитала уже догнали взрослых, что демонстрирует возможности цифрового пространства для накопления важных ресурсов, которые могут стать основой для успеха в разных областях. 4. Результаты исследования связи социально-психологических характеристик личности с отношением к искусственному интеллекту указывают на то, что при переживании эпидемиологической угрозы оценка рисков использования искусственного интеллекта для оказания помощи определяется не только отношением к самим технологиям, но и отношением к людям – разработчикам, другим пользователям и обществу в целом. Практический вывод из полученных данных состоит в том, что при информировании граждан о внедрении новых информационных систем в условиях кризиса необходимо не только освещать позитивные эффекты для общества, но и подробнее рассказывать о мотивах и ценностях разработчиков, а также делать акцент на том, как новые технологии помогают людям оказывать помощь друг другу. И наоборот, важно избегать представления систем искусственного интеллекта как инструментов защиты одних людей от других: усиление веры в опасность социального мира и снижение генерализованного доверия будет приводить к росту страхов в отношении цифровых технологий. 5. Результаты исследования временной перспективы показывают, что при переживании трудно контролируемой угрозы в условиях пандемии мировоззренческие убеждения личности играют противоречивую роль в совладании с кризисом: и вера в опасность, непредсказуемость мира, и религиозность личности оказывают разнонаправленное влияние на протективное поведение и психологическое благополучие личности. С одной стороны, вера в опасный мир усиливает поддержку использования цифровых технологий для защиты от пандемии, а религиозность снижает уровень тревоги по поводу будущего и поддерживает психологическое благополучие. С другой стороны, вера в опасный мир усиливает страхи, связанные с использованием цифровых технологий одними людьми против других, а религиозность связана с отказом от вакцинации или с откладыванием прививки. Полученные нами результаты указывают на то, что в условиях глобальных рисков некоторые психологические феномены, традиционно рассматриваемые в позитивном или негативном ключе, играют амбивалентную роль, поэтому при их целенаправленной поддержке в рамках информационных кампаний не следует ожидать однозначных последствий, необходимо прогнозировать разнонаправленные эффекты, одновременно усиливающие и ослабляющие жизнеспособность общества в условиях кризиса. | ||
8 | 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. | Психология цифровой трансформации личности и общества |
Результаты этапа: | ||
9 | 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. | Психология цифровой трансформации личности и общества |
Результаты этапа: | ||
10 | 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. | Психология цифровой трансформации личности и общества |
Результаты этапа: | ||
11 | 1 января 2026 г.-31 декабря 2026 г. | Психология цифровой трансформации личности и общества |
Результаты этапа: | ||
12 | 1 января 2027 г.-31 декабря 2027 г. | Психология цифровой трансформации личности и общества |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".