ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Цель: разработать дидактические основания оценивания результатов обучения, позволяющие сделать этап оценки и контроля адекватным современным подходам. Задачи исследования: выявить различия в оценивании результатов обучения при когнитивном, компетентностном и личностно ориентированном подходах в отечественном образовании; представить теоретические аспекты и технологии оценивания результатов обучения в зарубежных исследованиях; разработать дидактические основания оценивания результатов обучения при компетентностном, личностно ориентированном подходах и ризомоподобном обучении; выявить и показать роль самооценки и взаимооценки обучающихся в процессе оценивания результатов обучения при личностно ориентированном и компетентностном подходах к обучению; разработать рекомендации по применению технологии оценивания результатов обучения при компетентностном и личностно ориентированном подходах. Гипотеза исследования: педагогическая оценка результатов обучения, получаемых при реализации современных подходов к обучению, будет эффективной и обеспечит реализацию требований образовательного стандарта, если будет актуализирована самооценка студентов при оценивании личностно-деятельностных результатов при условиях заинтересованности всех участников процесса в получении достоверной картины становления специалиста. Этот результат может быть достигнут также при реализации студентами позиции ответственного субъекта оценки, интерактивности и диалогичности процесса оценивания, соотнесенности частных показателей с системообразующими признаками профессионального роста студента. Представлена система оценивания результатов обучения при реализации компетентностного и личностно ориентированного подходов к обучению (принципы, функции, цели, принципы отбора содержания, виды, формы и методы оценивания, критерии и субъекты оценивания). Проанализированы и сопоставлены результаты компаративистских исследований современных технологий оценивания результатов обучения в зарубежных странах (на примере Великобритании и США) с теоретическими разработками и практикой оценивания компетенций и личностных результатов обучения в российской образовательной практике. Конкретизированы представления о ключевой роли самооценки и взаимооценки студентов, а также уточнены приемы и методы комплексного применения самооценки, взаимооценки студентов и оценки преподавателя в разработке дидактических оснований оценивания результатов обучения для компетентностного, личностно ориентированного подходов и ризомоподобного обучения. Введена в научный оборот технология оценивания результатов обучения с включением самооценки и взаимооценки (на примере обучения иностранному языку в неязыковых вузах). Внесен вклад в теоретические положения компетентностного и личностно ориентированного подходов в части комплексной оценки результатов обучения тем, что разработаны дидактические основания оценивания результатов обучения в условиях активного участия самих студентов в этом процессе и с учетом самооценки и взаимооценки студентов. Получена технология оценивания образовательных результатов, которые имеют место при использовании современных подходов к обучению. Основные положения исследования обсуждались на международных и всероссийских научных конференциях (г. Москва, 2010 г., 2011 г., 2013 г.; Гонконг, 2014 г.; г. Москва, г. Афины, 2016 г. и др.), а также на заседаниях Ученого совета и центра педагогической компаративистики Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования РАО» и Научного совета по сравнительной педагогике при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования.