Аннотация:При строительстве подземных (туннелей, горизонтальных и наклонных штолен шахт, хранилищ) и наземных (трубопроводов, линий электропередач, автомобильных и железных дорог) линейных сооружений в районах с активной тектоникой неминуемо приходится пересекать разрывные нарушения (Ермаков и др., 2017). Выделение активных (опасных для сооружений) разломов, воздействие которых на сооружение обусловлено непосредственно взаимным перемещением разделяемых ими блоков земной коры и определение параметров этих подвижек, является основной задачей. Наличие таких разломов предусматривает разработку защиты от неблагоприятного воздействия (смещения) или минимизации его последствий (Стром, 2014).
В сейсморазведке изучение разломов производится с помощью сейсмической томографии методом преломленных волн (Палеосейсмология, 2011), анализируются глубинные разрезы в изолиниях скорости (опущенный блок определяется по зонам пониженных скоростей, а активность разлома – по изолиниям скорости доходящим до дневной поверхности). Однако сейсмические записи помимо кинетических параметров имеют динамические параметры, которые в меньшей степени используются в данной подходе, чтобы увеличить процент используемой сейсмической информации, предлагается помимо зависимостей скорости от времени рассмотреть амплитудный и частотный состав продольных и поперечных колебаний зарегистрированного сейсмического шума и импульсов в первых вступлениях.