Аннотация:Особая актуальность работы обусловлена тем, что в данном исследовании не просто констатировано наличие той или иной иерархии ценностных ориентаций личности, а проведено более глубокое изучение данной проблемы за счёт рассмотрения связей ценностных ориентаций с представлениями об идеальном мужчине и женщине, а также с представлениями о стиле воспитания.
Подростковый возраст является переходным, он отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы , происходит осознание своих способностей и интересов, стремление стать взрослым, усиливается желание общения со сверстниками, формируются личностные смыслы жизни. Устанавливающийся в этом возрасте круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей, к вопросам религии и морали.
Современная социокультурная ситуация в России характеризуется преобразованиями в экономической, политической сферах, образе жизни населения, что несомненно может отразиться и на изменении ценностных ориентаций. Ценностные ориентации – одно из важнейших образований в структуре самосознания человека, именно они отражают его характеристики как личности, поэтому в условиях меняющегося общества проведение исследований в этой сфере особо актуально, особенно в отношении подростков.
Научная новизна работы: впервые представления об идеальном мужчине и женщине рассмотрены как со стороны подростков, так и их взгляды на родительскую позицию; проведён факторный анализ особенностей инструментальных ценностей подростков, стиля воспитания и качеств, которые они относят к «идеальному мужчине» и «идеальной женщине».
Цель: выявить соотношения представлений об идеальном мужчине и женщине, представлений о стиле воспитания, а также характера ценностных ориентаций у современных подростков мужского и женского пола.
Объектом исследования являются стереотипные представления и ценностные ориентации подростков.
Предметом исследования является поиск связей между ценностными ориентациями и стереотипными представлениями о качествах идеального мужчины и идеальной женщины, а также стиле воспитания.
В результате исследования были выявлены различия в восприятии мальчиками и девочками качеств идеального мужчины и женщины, а также ценностей, различия в оценках отца и матери в группах обоих полов и между мальчиками и девочки по методике семейных отношений. Были впервые проанализированы представления об идеальном мужчине и женщине как со стороны подростков, так и их взгляды на родительскую позицию. Наше данные подтвердили исследования по ценностным ориентациям, которые проводились в предыдущие годы. Рассмотрев данные по ценностным ориентациям во взаимосвязи с другими методиками, мы расширили область исследования и смогли получить факторы различные для мальчиков и девочек подросткового возраста.