Аннотация:Актуальность данного исследования обусловлена государственными задачами развития профессионального спорта в нашей стране. Целью исследования явилось выявление возможностей как средств и условий, необходимых для управления профессиональной карьерой у студентов-спортсменов – будущих олимпийцев, обладающих готовностью и одаренностью к достижению высоких спортивных результатов. Теоретико-методологическим подходом в данном исследовании выступили положения психологии труда и психологии управления, связанные с описанием стадий, этапов и ситуаций функционирования и развития человека как субъекта труда, разработанные в научной школе под руководством Е.А. Климова.
Объектом изучения выступил процесс управления в профессиональном спорте, включая юношеский. Предметом исследования была ситуация управления профессиональной карьерой у студентов-спортсменов. Гипотезой исследования выступило предположение о наличии линейного управления карьерным развитием студентов-спортсменов в среднем образовательном учреждении спортивной направленности. Исследование проводилось в Училище олимпийского резерва и в нем принимали участие 50 студентов-спортсменов (11 юношей и 39 девушек), в возрасте от 14 до 22 лет, занимающиеся разными видами спорта, представленным в отделениях «Современное пятиборье», «Стрельба пулевая», «Хоккей на траве», «Легкая атлетика» и «Софтбол».
В исследовании использовались следующие методики исследования: анкеты для студентов и тренеров-преподавателей, разработанные автором дипломной работы, на основе описания факторов, образующих ситуацию профессионального становления, предложенного В.В. Пчелиновой; методика «Якоря Карьеры» Э. Шейна, опросник «Мотивация к карьере», методика исследования карьерной самоэффективности Н. Бетца.
Основным выводом работы является вывод о недостаточности способов управления профессиональной карьерой у студентов-спортсменов в виде ее линейного построения. В исследовании были сформулированы рекомендации для совершенствования работы педагога-психолога в Училище олимпийского резерва.