Аннотация:1) ключевые понятия работы: предприниматели, руководители, экономическая успешность, психологические особенности, мотивация достижения, склонность к риску, независимость
2) цель исследования: поиск связей между психологическими особенностями начинающих предпринимателей и экономической успешностью их бизнеса
3) методологическая основа исследования (отечественные и зарубежные подходы, теории, концепции, использованные в теоретической главе и в интерпретации результатов): особенности предпринимательской деятельности в условиях переходного типа экономики (Stewart et al., 2003; Bryne, Wells, Pfantz, 2003; Astrakhan, Chepurenko, 2003; McMillan,Woodruff, 2002; Peterson, Puffer, McCarthy, 2001; Kuznetsov, Kuznetsova, Mcdonald, 2000; Izumov, Razumnova, 2000; Paradis, Cervin, 1998); типы предпринимателей и их особенности (в том числе особенности мотивации, локуса контроля и мотивации достижения и т.д.) (Верховская, Дорохина, 2010; McClelland, 1961; Bird 2009; Benzing et al., 2005; Stewart et al., 1998; Choo, Wang 2006, Hisrich et al., 1996; Barringer, Ireland, 2010; Вебер М., 1990; Зомбарт В., 1994; Булгаков С.Н., Струве П.Б., Савицкий П.Н. (С.Н. Булгаков, 1990; П.Б. Струве, 1999; П.Н. Савицкий, 2010; Шумпетер Й., 1982; Хайек Ф., 1992; Друкер П., 1992; Автономов В.С., 1990; Агеев А.И., 1991; Заславская Т.И., 1995; Абдуллаева М.М., Газизуллин И.Р., 2013; Карлоф Б., 1991; Коллинз Дж., 2011; Журавлев А.Л.; Поздняков В.П., 2012; Макклеланд Д., 1961; Роттер Дж., 1966; Brockhaus R.H., 1982)
4) объект и предмет исследования: объектом исследования являются отечественные начинающие предприниматели малого и среднего бизнеса;
предметом исследования являются личностные особенности (психологические факторы), потенциально связанные с экономической успешностью предпринимательства
5) диагностический аппарат, методический инструментарий, использованный в работе (какие конкретно методы и методики были использованы): анкета, предваряющая основное исследование; методика диагностики личностной креативности Е.Е. Туник; методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса; методика «Якоря карьеры»; тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной); количественный, качественный и корреляционный анализ данных
6) основные выводы по результатам работы:
1. Российское предпринимательство является очень молодым, относительно большинства Европейских стран или США. В связи с этим, предпринимательство в России сталкивается с рядом проблем, характерных для стран с переходным типом экономики: бюрократизированность, коррупция, неблагоприятная система налогообложения, трудности в получении финансирования, нестабильная экономическая ситуация в стране, криминализированность среды, а также неблагоприятный политический климат для бизнеса в стране. Но в то же время, поддержка предпринимательства в стране развивается быстро. За последнее десятилетие было создано множество центров по поддержке начинающих предпринимателей, где бизнесменам оказывается психологическая, юридическая помощь, а также консультации по ряду экономических вопросов. Также, правительство РФ ежегодно претворяет в жизнь массу мер по развитию предпринимательства в России (налоговые послабление, льготное финансирование, разрешение некоторых юридических проблем на пути развития малого и среднего бизнеса и т.п.). В целом, Российский рынок обладает большим потенциалом для развития предпринимательства при подобающей поддержке правительства.
2. Выборка предпринимателей имеет свои особенности, характерные только для нее. Было выявлено несколько отличительных признаков выборки, но самым значимым является сильно выраженное стремление быть независимым. Кроме того, существуют особенности, характерные и для выборки предпринимателей и для выборки руководителей. Некоторые характеристики, приписываемые в литературе предпринимателям, являются также характерными для руководителей. Например, это касается значений выше среднего по шкале “Склонность к риску” или высокой мотивации достижения.
3. Были выявлены характеристики, связанные с экономической успешностью предпринимателей. В исследовании, показателями, отображающими экономическую успешность были выбраны: годовой оборот компании (в рублях) и длительность окупаемости бизнеса (в годах). Трудность подбора подходящего показателя заключаются не столько в их емкости, а в том, что многие из них конфиденциальны и не этично спрашивать о них респондентов. Кроме того, предприниматели редко располагают свободным временем и не всегда могут выделить время для участия в исследовании. По результатам исследования такими характеристиками являются: молодой возраст; повышенная склонность к риску; интерес к новым, сложным задачам; выраженная любознательность, а также готовность сменить привычное место жительства на другое, ради перспектив развития собственного бизнеса.