Аннотация:Объект исследования - образовательный процесс в медицинском учреждении.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинском учреждении.
Гипотеза исследования. При реализации следующих организационно-педагогических условий:
- формирование здоровьесберегающей среды и ориентированность образовательного процесса на здоровьесберегающие техники и технологии,
- внедрение в образовательный процесс ресурсов Московской электронной школы (МЭШ),
- осуществлении психокоррекционно-адаптационной работы с больными обучающимися за счет реализация проекта «Кино в школе»,
наблюдается положительная динамика проявления аутосимпатии, (входящей в когнитивный компонент Я-концепции); личные воспоминания аффективных состояний становятся более позитивными (эмоциональный компонент Я-концепции); строятся реалистичные планы на будущее после выхода из больницы, понижается количество детей с враждебностью выше нормы (поведенческий компонент Я-концепции).
«Я-концепция» школьника, находящегося на длительном лечении, обладает определенной структурой, в которой можно выделить 3 компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий.
- Когнитивный компонент Я-концепции – это - «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе, то есть самооценка своих качеств, своих возможностей, способностей, внешности, социальной значимости и места среди других людей. Когнитивный компонент Я-концепции отражается в критичности больного ребенка, его требовательности к себе, в отношении к своим успехам и неудачам.
- Эмоционально-ценностный компонент - это самоуважение, себялюбие, самоуничижение, иначе говоря, переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, а также к своему здоровью.
Он базируется на эмоциональной памяти больного ребенка
- Я-концепция остается динамичной на протяжении жизни. Я-концепцию больного школьника, находящегося на длительном лечении возможно трансформировать, причем, как позитивно, так и негативно.
- Позитивная Я-концепция больного ребенка ассимилирует пережитые трагические события в позитивный жизненный опыт, делая личность сильнее. Позитивная Я-концепция личности обладает способностью спонтанно ограничивать, минимизировать болезненные, психотравмирующие переживания ребенка, связанные с его длительным пребыванием на лечении в стационаре; позволяет больному обучающемуся не испытывать, не ощущать социального дискомфорта не бояться отвержения окружающимися, или зависимости от них, так как является одним из основных факторов психической устойчивости (сопротивляемости) личности стрессам и несчастьям.
- При наличии «положительного образа Я» больной ребенок не будет включать механизмы психологической защиты, а станет принимать свои недостатки и слабости без тревожного отрицания или подавления их.