Аннотация:Объектом исследования выступает феномен авторского (независимого) кино. Утверждать о наличии связи между авторским кинематографом и психоаналитической теорией следует, как минимум, по двум причинам: во-первых, кинематограф, как форма пластического искусства, может быть представлен как динамический образ бессознательного, т.е. в качестве содержания визуальной иллюзии фильма могут выступать образы бессознательного автора. Во-вторых, решающее положение автора в процессе работы над созданием независимого кино позволяет исследователям использовать методы психоанализа в качестве опоры для изучения фигуры создателя картины. Таким образом в фокусе внимания оказываются авторские повествовательные стратегии (поэтологический аспект), которые рассмотрены, во-первых, в качестве методологического материала для формирования и выражения философской системы автора, во-вторых, как художественное полотно, имеющее ценность для искусства и культуры, в-третьих, как отражение теоретических оснований психоанализа. Также в поле исследования попадают перспектива, система монтажа, светотеневая композиция, сюжет, игра актеров, декорации и локация съемки, – все это рассматривается в качестве элементов философской системы, которую разрабатывает в своем фильме автор. Предметом исследования является проблема становления и утверждения повествовательных стратегий авторского кино, содержание которых соотносится с идеями и средствами психоаналитической теории. Предполагается, что психоаналитический метод осмысления независимого кинематографа позволяет выявить авторские положения, зашифрованные в визуальном и сюжетном полотне фильма. Подход психоанализа к феномену человека дает возможность изучить объект творчества с учетом психических особенностей творца и связанных с ними методов художественного исполнения.
Цель работы – определить значение и статус психоаналитической теории в исследовании феномена авторского кино, основываясь на философском, культурологическом и поэтологическом (выявляющем уникальные авторские средств художественного выражения) анализе. Последний аспект, в свою очередь, прямым образом согласуется с психоаналитическим подходом, так как рассматривает творца через призму его собственного отношения к искусству в целом и собственному творчеству в частности.
Первая и вторая главы работы носят теоретический характер, нацелены на выявление историко-культурного контекста, связанного с генезисом независимого кинематографа, а также на обозначение его статуса в исследовательском поле киноведения, психоанализа и философии.
Третья глава посвящена трудам французского теоретика кино и киносемиотика К. Метца (1931–1993), на основе которых, во-первых, демонстрируется параллельное развитие психоанализа и авторского кинематографа, во-вторых, выявляются инструментальные возможности психоанализа применительно к исследованию авторского кино.
В четвертой главе представлен поэтологический аспект: с опорой на разработанные в предшествующих главах теоретико-методологические основания, анализируются избранные произведения авторского кино – «Голова-ластик» (1977) реж. Д. Линча, «Сияние» (1980) реж. С. Кубрика, «Мертвец» (1995) реж. Дж. Джармуша.
Предлагаемое исследование актуально по ряду причин, в частности, новые масштабы сегодня обретает проблема дифференциации и взаимодействия форм элитарного и массового искусства. В рамках постмодернистской и метамодернистской парадигм привычные оппозиции, включая дихотомию элитарного и массового, активно пересматриваются. В этой связи изучение авторского и массового кинематографа на предмет выявления их сходств и отличий становится как никогда актуальным. Новизна исследования заключается в разработке комплексного подхода к изучению феномена авторского кино, в котором приоритетное место отведено психоаналитической теории. Психоанализ, в свою очередь, позволяет исследовать кинематографический материал с точки зрения скрытого в нем смысла, т.е. позволяет раскрыть авторский замысел, который невозможно обнаружить иными средствами. Независимое кино как метод философствования концептуально переосмысляет основные проблемы мироустройства: рождение, смерть, любовь, счастье, мышление, дух, этический выбор и т. д. Это переосмысление выстраивает автор фильма, поэтому субъективная модель философской рефлексии может быть рассмотрена методами психоанализа.
В результате проделанного исследования на защиту выносятся следующие положения: авторское кино, развивавшееся параллельно и во взаимодействии с психоаналитической теорией, представляет собой культурно-исторический феномен, который может быть рассмотрен в качестве философского дискурса; кинематограф и, в частности, независимое кино, рассмотренное сквозь призму психоаналитических концепций, позволяет говорить о кино в терминах философского исследования (психоаналитический метод вскрывает концептуальный план, который с необходимостью автор закладывает в сюжет и визуальный план своей картины); психоаналитический подход позволяет объединить культурно-исторический, философский и поэтологический аспекты и выявить уникальный путь развития, который параллельно проходит теория (психоанализ) и художественная практика (авторский кинематограф).