Аннотация:Объект исследования – образы водной стихии как символистские единицы в творчестве швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина (1827–1901), представленные на картинах «Остров мертвых», «Игры наяд», «В игре волн», «Тритон и Нереида» и др.
Предмет исследования – культурно-философское, в частности, мифологическое значение акватического символизма (образы водной поверхности, водной преграды, мифических морских существ и пр.), предполагающее обращение к теоретической интерпретации проблемы символа на материале творчества А. Бёклина, а также в рамках символистского направления европейской живописи конца XIX – начала XX в.
Целью исследования является анализ принципов художественного выражения символических акватических образов в творчестве А. Бёклина в его знаковых работах, среди которых приоритетное внимание уделено картине «Остров мертвых» (1880–1901), рассматривается ее влияние на последующее развитие художественной культуры.
Новизна работы заключается в попытке представить теоретическое и философское осмысление символистских картин швейцарского художника, в этой связи в работе задействованы различные подходы к концептуализации символа (западноевропейская философская мысль, базирующийся на установках субъективного идеализма; русская религиозно-философская мысль, постулирующий «ноуменальную» реальность, скрытую за символом, в качестве объективной; психоаналитический подход, постулирующий символ продуктом деятельности глубинных бессознательных психических структур). Прицельно анализируется такой малоисследованный, не изучавшийся в отечественной литературе, аспект творчества А. Бёклина как символические образы мифических водных существ, которым сам художник придавал большое значение. Исследование является актуальным, поскольку в русскоязычной исследовательской литературе творчеству художника уделено крайне незначительное внимание, несообразное с масштабами его фигуры в истории искусств и его влияния на мировую художественную культуру.
Структура работы. Работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Списка использованной литературы, Приложения с иллюстративным материалом.
Первая глава обращена к биографии А. Бёклина и предпосылкам становления его символистского стиля, наиболее полно выразившегося в картине «Остров мертвых», история создания которой представлена в этой главе. Акватический символизма в живописи А. Бёклина анализируется также на материале ряда других его работ.
Вторая глава носит теоретический характер, в ней рассмотрены основные подходы к концептуализации символа, исследуется понятие символа, его роль в изучении изобразительного искусства, связь символа и символистской картины.
В третьей главе основное внимание уделено водному символизму, который рассматривается, в частности, посредством обращения к культурно-историческим интерпретациям образов водной стихии. На основе теоретического материала, а также историко-культурных аллюзий и параллелей, вовлеченных в творчество А. Бёклина, картины художника анализируются с целью раскрыть их культурологическое значение и символическую составляющую.
Четвертая глава раскрывает роль творчества А. Бёклина в истории искусства, его влияние на развитие уже сложившихся и становление новых художественных течений.
В Заключении делаются следующие выводы.
Анализ основных подходов к концептуализации символа в европейской мысли XIX–XX вв. (западноевропейский субъектиный идеализм, русский философский символизм, глубинная психология) показал, что символическое содержание творчества А. Бёклина, рассмотренное в теоретическом аспекте, наиболее адекватным образом может быть интерпретирована в свете установок западноевропейского субъективного идеализма: картина как символический объект, наделенный системой идей, находит интерпретацию через субъективный взгляд зрителя.
Акватический символизм является первостепенным символическим элементом в творчестве А. Бёклина – основанием, на котором строятся конкретные сюжеты его картин. Образы водной стихия могут рассматриваться как способ художественного воплощения самой идеи символа. Вода предстает как вечно изменчивая сущность, способная, подобно символу, скрывать нечто таинственное, что позволяет обращаться к мифологической и потусторонней тематике, связанной с водной стихией, которая на картинах А. Бёклина нашла воплощение в образах фантастических морских существ.
Водные символы, представленные в работах А. Бёклина, оказали большое влияние на художественную культуру эпохи конца XIX – первой трети XX в.: многие художники, поэты, композиторы, кинорежиссеры были вдохновлены работами швейцарского художника, отражавшими общее кризисное настроение рубежа веков, и использовали его символические идеи в своих художественных построениях (Ф. фон Штук, Дж. де Кирико, С. Дали, Г. Шульц-Бойтен, А. Халлен, М. Регер, С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков и др.).