Языковая репрезентация гендерной категории в современном медийном дискурсе (на примере русскоязычных и англоязычных публикаций)дипломная работа (Бакалавр)
Аннотация:Выпускная квалификационная работа студентки бакалавриата Барановской Дианы Олеговны посвящена изучению языковой репрезентации гендерной категории в современном медийном дискурсе. Работа носит не только лингвистический, но и социолингвистический.
Гендерное равенство является одним из принципов обеспечения прав человека, основой демократического развития государств и мирового сообщества. Речь идет не только о равенстве юридических прав женщин и мужчин, но и равенство условий и возможностей реализации этих прав. Взгляды на роль мужчины и женщины в обществе формируются в процессе социализации индивида под влиянием семьи, школы, средств массовой информации, социального окружения, а также политических и государственных структур.
Сложившаяся во второй половине XX века социокультурная ситуация, характеризующаяся антропоцентрическим подходом к пониманию сознания и мышления, обусловила смещение акцентов научных исследований в сферу различных параметров человеческой личности. Современная гуманитарная наука в качестве приоритетов выдвигает исследования языка и дискурса как продукта речевой деятельности человека, повышая значимость языковой личности. В рамках антропоцентрического подхода в лингвистической науке предполагается изучение вопросов взаимосвязи и взаимообусловленности языка и гендера, которыми занимается отдельное и относительно молодое направление — гендерная лингвистика. Данное научное направление позволяет выявить, с помощью каких языковых средств происходят репрезентация и конструирование гендера.
На основании данных гендерных исследований в лингвистике правомерно утверждать, что гендер выступает неотъемлемым компонентом любого дискурса. Изучение гендерных отношений в контексте медиадис-курса позволяет раскрывать общемировые тенденции в представлениях о феминности и маскулинности, а также определять их языковую специфику.
В работе Барановская Диана не только изучила историю вопроса, рассмотрела проблемы, затрагиваемые в различных гендерных и феминистских исследованиях в отечественной и зарубежной лингвистике, но и рассмотрела специфику применения языковых средств, синтаксиса и лексических средств представителями обоих полов, их письменную речь и ее различия, а также коммуникативное поведение представителей разных гендеров. Подробно студентка остановилась на репрезентации гендерных стереотипов в СМИ.