Описание:Шифр учебной дисциплины
С 0 3 0 3 0 2 6 5
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»
Факультет психологии
УТВЕРЖДАЮ:
Декан факультета психологии
МГУ имени М.В.Ломоносова,
член-корр. РАО, профессор _____________Ю.П.Зинченко
«___»_______________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(КУРС ЛЕКЦИЙ)
Введение в клиническую психологию
Clinical psychology
Специальность: Клиническая психология
Общая трудоемкость дисциплины составляет
2 зачетных единицы, 72 академических часа
Квалификация выпускника
СПЕЦИАЛИСТ
Очная форма обучения
Продолжительность обучения – 6 лет
Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого МГУ имени М.В. Ломоносова
г. Москва
2014
Введение в клиническую психологию
Clinical psychology
(Варианты: Abnormal psychology)
Ключевые слова на РУССКОМ языке: клиническая психология, психопатология, психиатрия, психические расстройства, психологические модели психических расстройств
Ключевые слова на АНГЛИЙСКОМ языке: clinical psychology, psychiatrу,
Цели учебной дисциплины: формирование представлений о фундаментальных и
прикладных исследованиях в области клинической психологии, о возможностях
этой науки, ее методологии, теоретических основах и эмпирических задачах
_______________________________________________________________________
Задачи учебной дисциплины: в результате изучения дисциплины студент должен
знать: объект, предмет и сферы приложения клинической психологии, ее
теоретические основы и категориальный аппарат; эволюцию клинической
психологии и интеграцию ее основных разделов (областей); историю
становления и развития клинической психологии; принципы работы и функции
клинических психологов; основные методологические проблемы и методические
трудности клинической психологии; биопсихосоциальный подход к исследованию
психических расстройств в психологии; различные психологические модели
психических расстройств; основные типы нарушений психической деятельности и
уметь их анализировать;
- иметь представление о приоритетных направлениях в современной клинической
психологии;
- ориентироваться в возможностях и средствах психологической интервенции.
.
Краткое описание программы учебной дисциплины на русском языке
Предмет задачи и структура клинической психологии. Клиническая психология как
часть общепсихологического знания. Клиническая психология и психопатология.
Краткое описание программы учебной дисциплины на английском языке
Сравнительный анализ предлагаемой рабочей программы учебной дисциплины с: 1) аналогичными программами Государственного образовательного стандарта второго поколения; 2) программами по данной дисциплине Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения; 3) программами, реализуемыми в ведущих зарубежных университетах.
1) По сравнению с аналогичными программами Государственного образовательного
стандарта второго поколения настоящая программа отличается по следующим характеристикам:
1а) включением в лекционный курс значительного количества проблемных ситуаций и кейсов как для ознакомления с ними студентов, так и для непосредственного решения их во время занятий;
1б) введением в программу принципиально нового раздела «Педагогическая психология как часть общепсихологического знания» в его сопоставлении с разделом «Педагогическая психология как прикладная отрасль психологии»;
1в) значительным расширением рассматриваемой проблемной области за счет анализа путей и возможностей применения современного психолого-педагогического знания в таких сферах применения психологии обучения: образование, промышленность, бизнес, здравоохранение, медиакоммуникации и др. В прежних программах речь шла преимущественно о психологических аспектах школьного и вузовского образования.
2) По сравнению с программами по данной дисциплине Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения настоящая программа отличается по следующим характеристикам:
2а) введением в программу принципиально нового раздела «Педагогическая психология как часть общепсихологического знания» в его сопоставлении с разделом «Педагогическая психология как прикладная отрасль психологии»;
2б) значительным расширением рассматриваемой проблемной области за счет анализа путей и возможностей применения современного психолого-педагогического знания в таких сферах применения психологии обучения: образование, промышленность, бизнес, здравоохранение, медиакоммуникации и др. В прежних программах речь шла преимущественно о психологических аспектах школьного и вузовского образования;
2в) включением отсутствовавших разделов «Современные тенденции в развитии педагогической психологии», «Современные подходы к проблеме воспитании», «Актуальные задачи и перспективы развития педагогической психологии в 21 веке.
3) По сравнению с программами, реализуемыми в ведущих зарубежных
университетах (проанализированы программы по сопоставимым курсам в Университете Фрайбурга и Свободном университете Берлина (Германия), Университет Хельсинки (Финляндия), Университете Страсбурга (Франция)), настоящая программа отличается по следующим характеристикам:
3а) введением в программу принципиально нового раздела «Педагогическая психология как часть общепсихологического знания» в его сопоставлении с разделом «Педагогическая психология как прикладная отрасль психологии»;
3б) значительным расширением рассматриваемой проблемной области за счет анализа путей и возможностей применения современного психолого-педагогического знания в таких сферах применения психологии обучения: образование, промышленность, бизнес, здравоохранение, медиакоммуникации и др. В европейских программах акцент делается преимущественно на психологических аспектах школьного и вузовского образования;
3в) развернутым изложением современных представлений о клинической психологии как междисциплинарной науке. Рассматриваются различные клинические и психологические модели психических расстройств, критерии диагностики, механизмы возникновения психических расстройств, пути и возможности применения этих теорий в практике клинического психолога.
I. Место дисциплины в учебном плане
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы и 72 академических часа в соответствии с учебным планом в 3 семестре.
Название дисциплины Трудоемкость в зачетных единицах Распреде-ление по семестрам Объем учебной нагрузки а ак.часах,
1 а.ч.=45 м.
Общая трудоемкость
В том числе ауд.часов Самостоятельная работа студентов
Экзамен Зачет Общая ауд.
нагрузка Лекций Лабораторных занятий Семинаров
Клиническая психология 72 3 - 72 36 36 - - 36
II. Структура и содержание лекционных занятий
2.1. ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Содержание разделов дисциплины.
№
п/п Наименование
разделов дисциплины Содержание раздела
1 Теоретические осно-вы и методологичес-кие проблемы кли-нической психологии
1.1 Предмет и объект клинической психологии Различные определения клинической психологии в отечественной и зарубежной науке. Разделы клинической психологии. Основные понятия: этиология (анализ условий возникновения), патогенез (анализ механизмов происхождения и развития), классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья). Соотношение клинической психологии со смежными психологическими и медико-биологическими дисциплинами (поведенческая медицина – behavioral medicine, abnormal psychology, медицинская психология, психология здоровья, общественное здравоохранение, психиатрия).
Основные направления клинической психологии (нейропсихология, патопсихология, психологическая реабилитация и восстановительное обучение, психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование, психосоматика и психология телесности, детская нейро- и патопсихология, клиническая психология вне клинических условий).
1.2 Исторические корни клинической психологии Проявления ненормальности в истории культуры и их объяснения. Исторический обзор истоков клинической психологии: психиатрия (Ф.Пинель, Б.Раш, П.Жане, Э.Крепелин, В.М.Бехтерев, 3.Фрейд); гуманистическое и антипсихиатрическое направления; общая и экспериментальная психология; дифференциальная психология и психодиагностика (Ф.Гальтон, В.Штерн, А.Бине); философия жизни, понимающая психология и феноменология.
Основные этапы развития клинической психологии с конца XIX до наших дней. Основоположники главных направлений клинической психологии в России и за рубежом (Л.Уитмер, Э.Крепелин, Т.Рибо, К.Ясперс, 3.Фрейд, И.П.Павлов, А.Р.Лурия). Идиографический и номотетический подходы в клинической психологии.
1.3 Методологические проблемы клинической психологии Проблема нормы и патологии. Норма как реально существующий и устойчивый феномен. Возможность дихотомии норма-патология. Устойчивость границ нормы: психопатология обыденной жизни, пограничные и транзиторные расстройства. Социо-культурная детерминация представлений о норме. Релятивистские представления о норме. Норма как статистическое понятие. Адаптационные концепции нормы. Норма как идеал.
Индивидуальное и видовое понятие нормы.
Проблема кризиса развития. Кризис - невозможность развития в неизменных условиях. Кризис как причина патологического развития. Кризис как источник нормального развития. Нормальные и патогенные кризисы.
Регрессия. Понятие регрессии. Виды регрессии (по А.Фрейд, К.Левину, Дж.Макдугалу). Проблема развития и распада в клинической психологии. Распад как негатив развития. Закон Джексона. Распад как специфическая форма развития. Несоответствие законов распада и развития. Роль компенсации при распаде.
1.4 Проблема метода в клинической психологии Проблема измерения и оценки в клинической психологии. Методы клинической психологии. Проблема оценки эффективности терапевтического воздействия в клинической психологии. Плацебо-эффект и механизм его функционирования. Основные исследования эффективности психотерапевтического воздействия (Меннингерский проект исследования психотерапии: О.Кернберг и Р.Валлерштейн). Факторы эффективности психотерапевтического воздействия (вера в психотерапевтическую систему, отношения с терапевтом, оплата и др.).
Границы и возможности объективного подхода в клинической психологии. Структура и составные элементы модели научного объяснения Гемпеля и Оппенгейма (условия адекватности). Explanans (объясняющее) и Explanandum (объясняемое).
2 Частная клиническая психология
2.1 Клиническая психология в соматической медицине Психосоматика и психология телесности. Понятие болезни. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ). Аллопластическая и аутопластическая картина болезни (К.Гольдшейдер). Сензитивная и интеллектуальная аутопластическая картина болезни (Р.А.Лурия). Уровни ВКБ: непосредственно-чувственный, эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный. Структура динамической картины ВКБ: чувственная ткань, первичное означение, вторичное означение. Личностный смысл болезни и его типы. Болезнь как семиотическая система.
2.2 Клиническая психология в психиатрии. Основные системы классификации психических расстройств Классификации психических расстройств в медицине: принципы построения и ограничения. Нозологические и синдромальные системы классификации. Структура основных классификация (на примере DSM-IV и МКБ-10): классы, единицы, оси, принципы отнесения.
2.3 Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине Медико-биологическая модель психических расстройств. Каузальный принцип. Развитие болезни: предиспозиционные факторы, запускающие факторы, поддерживающие и хронифицирующие факторы. Соотношение внешних и внутренних факторов в этиологии.
Психосоциальная модель: роль социума и внутриличностных факторов. Биопсихосоциальная модель как интегрирующая. Ограничения каждой из моделей и возможные методологические и практические трудности, возникающие при их применении в клинической психологии.
2.4 Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра Исторический очерк исследований шизофрении: Б.Морель, Э.Блейлер, К.Шнайдер. «Индекс реальности» П.Жане и его роль в развитии современной клинической психологии. Шизофрения: распространенность, культурные и социально-экономические факторы, факторы прогноза. Проблема этиологии шизофрении. Различные модели психических расстройств и шизофрения: психосоциальные теории, когнитивно-бихевиоральные теории, теория личностного дефекта, психоаналитические теории, полиэтиологические модели (гипотеза диатез-стресса). Психотерапия больных шизофренией.
2.5 Психологические модели бредовых расстройств История развития представлений о бредовых расстройствах: Эскироль, Гальбаум, Гейнрот. Бредовые (параноидные) расстройства: распространенность, средний возраст, прогноз. Основные виды бреда (эротоманический, величия, ревности, преследования, соматический, изобретательства). Различные модели бредовых расстройств. Параноидное псевдосообщество. Факторы прогноза и психотерапия.
2.6 Психологические модели аффективных расстройств Клиническая психология аффектов и эмоций. Голотимный и кататимный аффекты. Краткий очерк депрессии: Гиппократ, Боне, Ж.Фальре, Ж.Бейарже, К.Кальбаум, Э.Крепелин. Основные симптомы депрессии и их частотность. Распространенность и классификация аффективных расстройств (синдромальная, нозологическая, по течению – МКБ-10, по этиологии и др.). Биологические факторы развития депрессии. Когнитивно-бихевиоральная модель депрессии: аффективные, поведенческие, мотивационные, физиологические и когнитивные симптомы. Когнитивная триада депрессии А. Бека. «Депрессивный стиль» - когнитивные ошибки при депрессии (произвольный вывод, избирательная абстракция, сверхгенерализация, преувеличение или преуменьшение, персонализация, абсолютистское дихотомическое мышление). Методы когнитивной психотерапии. Психоаналитическая модель аффективных расстройств: анаклитическая депрессия и перфекционистская (нарциссическая) меланхолия.
2.7 Психологические модели тревожных, соматоформных и конверсионных расстройств Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Тревожно-фобические расстройства: паническое расстройство, агорафобия, социальные фобии, специфические (изолированные) фобии, генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство. Различные модели психических расстройств применительно к тревожным расстройствам: когнитивно-бихевиоральные модели, психоаналитическая модель. Соматоформные расстройства: соматизированное расстройство, ипохондрическое расстройство, соматоформная вегетативная дисфункция, хроническое соматоформное болевое расстройство. Основные модели соматоформных расстройств: бихевиоральная, когнитивная и психодинамическая.
Конверсионные и диссоциативные расстройства. Основные симптомы и психологические механизмах (в контексте когнитивно-бихевиоральных и психодинамических моделей).
2.8 Психологические модели расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами Расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами (ПАВ). Острая интоксикация, употребления с вредными последствиями, синдромы зависимости, состояния отмены, психотические и амнестические расстройства. Данные о распространенности аддиктивного поведения и злоупотребления ПАВ. Основные этиологические факторы: биологические (в т.ч. генетические), социологические, психологические (психоаналитические, бихевиоральные).
2.9 Психологические модели личностных расстройств Психопатии и расстройства личности. Кластеры «А» (расстройства личности, связанные с нарушением оценки реальности), «В» (расстройства личности, связанные с нарушением самооценки и межличностной коммуникации) и «С» (расстройства личности, связанные с нарушением самооценки и межличностной коммуникации) в классификации DSM. Клинический и психологический анализ основных расстройств личности: параноидное, шизоидное, шизотипное, истерическое, нарциссическое, пограничное, антисоциальное, избегающее, зависимое, пассивно-агрессивное. Критерии зрелой личности.
2.10 Новейшие области исследований и зоны особого интереса клинической психологии Влияние современных технологий удовлетворения потребностных состояний (технологии быстрого питания, пластической хирургии, средства массовой информации и др.) на динамику границ нормы и патологии. Клиническая психология организаций и корпораций (в сфере бизнеса и производства): «психотическая» корпорация, «пограничная» организация, «невротическая» фирма. Использование критерия «индекса реальности» П.Жане. Другие зоны интереса.
2.11 Этические и деонтологические проблемы клинической психологии Профессиональная этика клинического психолога, этический кодекс, проблема информированного согласия. Этические основы практической и исследовательской работы к клинической психологии.
5.2. Виды учебной работы
№
п/п Наименование
разделов дисциплины Сроки освоения
семестр/
неделя Аудиторные занятия по видам Самостоятельная работа
(СРС) Трудоемкость (академические часы)
лекции Семинары (С) практические
занятия (ПЗ) лабораторные
работы (ЛР)
1 Теоретические основы и методологические проблемы клинической психологии 6 недель 12 20 32
1.1 Предмет и объект клинической психологии 4 8 12
1.2 Исторические корни клинической психологии 3 3 6
1.3 Методологические проблемы клинической психологии 3 5 8
1.4 Проблема метода в клинической психологии 2 4 6
2 Частная клиническая психология 12 недель 24 34 58
2.1 Клиническая психология в соматической медицине 4 8 12
2.2 Клиническая психология в психиатрии. Основные системы классификации психических расстройств 2 2 4
2.3 Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине 4 6 10
2.4 Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра 2 3 5
2.5 Психологические модели бредовых расстройств 2 2 4
2.6 Психологические модели аффективных расстройств 2 3 5
2.7 Психологические модели тревожных, соматоформных и конверсионных расстройств 2 3 5
2.8 Психологические модели расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами 1 2 3
2.9 Психологические модели личностных расстройств 3 3 7
2.10 Новейшие области исследований и зоны особого интереса клинической психологии 1 1 2
2.11 Этические и деонтологические проблемы клинической психологии 1 1 2
5.3. Формы, виды и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (реферат, коллоквиум, контрольная работа, тесты, эссе и др.).
Количество форм и видов текущего контроля не должно превышать количество тем раздела;
Количество форм и видов промежуточной аттестации не должно превышать количество разделов (преимущественной формой контроля является компьютерное тестирование)
№
п/п Наименование
разделов дисциплины Текущий контроль
Промежуточная аттестация
1 Теоретические основы и методологические проблемы клинической психологии Формы Сроки Форма Сроки
1.1 Предмет и объект клинической психологии
1.2 Исторические корни клинической психологии
1.3 Методологические проблемы клинической психологии
1.4 Проблема метода в клинической психологии
2 Частная клиническая психология
2.1 Клиническая психология в соматической медицине
2.2 Клиническая психология в психиатрии. Основные системы классификации психических расстройств
2.3 Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине
2.4 Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра
2.5 Психологические модели бредовых расстройств
2.6 Психологические модели аффективных расстройств
2.7 Психологические модели тревожных, соматоформных и конверсионных расстройств
2.8 Психологические модели расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами
2.9 Психологические модели личностных расстройств
2.10 Новейшие области исследований и зоны особого интереса клинической психологии
2.11 Этические и деонтологические проблемы клинической психологии
6. Образовательные технологии
7. Учебно-методическое обеспечение аудиторной и самостоятельной работы студентов
8. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, по итогам освоения дисциплины (реферат, самостоятельные задания, сдача монографий, аналитический разбор научных публикаций по определенной проблеме, анализ конкретных ситуаций, защита проектов решения профессиональных задач и др.)
Темы рефератов и курсовых работ
1. Приоритетные направления исследований в современной клинической психологии.
2. Проблема нормы и патологии в клинической психологии.
3. Место клинической психологии в системе психологического знания.
4. Соотношение социального и биологического в формировании и патологии психики.
5. Вклад клинической психологии в решение фундаментальных общепсихологических проблем.
6. Теоретические основы и методологические принципы клинической психологии.
7. Психологические исследования в клинике расстройств шизофренического спектра.
8. Психологические исследования в клинике расстройств аффективного спектра.
9. Психологические исследования в клинике расстройств личности.
10. Психологические исследования в клинике зависимостей.
Примерные вопросы к экзамену по всему курсу
1. Предмет и объект клинической психологии. Представления о клиническом методе.
2. Медицинская модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
3. Психосоциальная модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
4. Биопсихосоциальная модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
5. Проблема отношение распада и развития в клинической психологии.
6. Проблема кризиса развития в клинической психологии.
7. Проблема соотношения «нормы и патологии» в клинической психологии. Основные модели «нормы и патологии» в клинической психологии.
8. Проблема измерения и оценки в клинической психологии.
9. Проблема оценки эффективности терапевтического воздействия в клинической психологии.
10. Основные исследования эффективности психотерапевтического воздействия.
11. Факторы эффективности психотерапевтического воздействия.
12. Границы и возможности объективного подхода в клинической психологии.
13. Основные системы классификации психических расстройств. Принципы построения и ограничения. Нозологические и синдромальные системы классификации.
14. Внутренняя картина болезни. Основные модели.
15. Болезнь как семиотическая система.
16. Чувственная ткань и «первичное означение» болезни. Особенности формирования «первичного означения» интрацептивных ощущений.
17. «Вторичное означение» и мифологизация болезни. Симптом как мифологическая конструкция.
18. Основные структуры личности в современном психоанализе.
19. Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра.
20. Психологические модели бредовых расстройств.
21. Психологические модели аффективных расстройств.
22. Психологические модели тревожных расстройств.
23. Психологические модели соматоформных расстройств.
24. Психологические модели конверсионных и диссоциативных расстройств.
25. Психологические модели зависимостей.
Психологические модели личностных расстройств.
9. Информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
2. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 2002. Т.1 (Главы 1-3, 6-8, 10-13, 19, 20), Т.2 (Глава 21, Приложение).
3. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб.: Питер, 2005.
4. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2002/2006
5. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002.
6. Клиническая психология: Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. М.: Пер Сэ, 2006.
7. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
8. Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии // Вестник МГУ, сер.14. Психология, 1987, № 2.
9. Медицинская и судебная психология: Курс лекций / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2005.
10. Психоаналитическая патопсихология / Под ред. Ж. Бержере. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
11. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1985.
12. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.
13. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.
14. Холмогорова А.Б. Клиническая психология. Т. 1. М., 2010.
б) дополнительная литература
1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. М.: МПСИ, 2006.
2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
3. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: Академия, 2003.
4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003.
5. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Медицина, 1997.
6. Смулевич А.Б. Расстройства личности. М., 2007.
7. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. М.: Академия, 2002/2006.
8. Тхостов А.Ш. Депрессия и психология эмоций // Депрессии и коморбидные расстройства / Под. ред. А.Б. Смулевича. М., 1997.
9. Davison G.C., Neale J.M. Abnormal psychology. Sixth edition. N.Y., 1994.
Rosenhan D.L, Seligman M.E.P. Abnormal psychology. Second edition. N.Y.,L., 1989.
в) программное обеспечение
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
а) Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования
Наличие проектора для показа слайдов
б) Требования к специализированному оборудованию и программному обеспечению
Разработчики курса лекций:
МГУ имени
М.В.Ломоносова, факультет психологии Зав. кафедрой нейро- и патопсихологии,
профессор А.Ш.Тхостов
Рецензенты:
___________________ __________________ ________________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _______________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Внешняя экспертиза:
Эксперты – представители вузов и научных учреждений
Экспертиза на предмет соответствия высокому научно-образовательному уровню с учетом программ ведущих зарубежных университетов
___________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты – представители работодателей
Экспертиза на предмет использования учебного предмета при инновационном развитии практической деятельности
___________________ __________________ ________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины (лекционный курс) «Введение в клиническую психологию» добрена на заседании Учебно-методического совета факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова от «___» ___________ 201_ г.