Описание:АННОТАЦИЯ: Цель курса – дать вводное представление о наиболее значимых современных разработках в области экономической науки применительно к исследованию специфики, основных характеристик и путей развития российской экономической системы, показав, как эти знания позволяют понимать закономерности социально-экономического устройства, выявлять противоречия и прогнозировать возможные сценарии будущего развития российской экономики.
Российская экономика обладает значимой спецификой, по многим параметрам существенно отличающей ее от экономик и развитых, и развивающихся стран. Эта специфика обусловлена специфическими условиями развития нашего социума, историческими истоками нашей экономической системы, особенностями проведения радикальных рыночных реформ и нынешней институциональной среды. Курс раскрывает причины и природу этих особенностей и завершается сценарным моделированием возможных траекторий развития экономики России в условиях новых вызовов. Также в курсе предложен сравнительный анализ мер в области экономической политики и реформирования институтов, направленных на выработку оптимальной стратегии выхода из текущего кризиса – с акцентом на российских особенностях и адаптации в России опыта других стран.
Авторы курса уделяют особое внимание дискуссиям, аргументам и контраргументам ведущих ученых и эконом-политиков по рассматриваемым в курсе проблемам.
В основу курса положен существенно обновленный и адаптированный для межфакультетской аудитории курс «Российская экономическая модель», в разных формах читаемый на экономическом факультете проф. А.В. Бузгалиным, А.И. Колгановым и другими преподавателями на протяжении более 20 лет.
Курс опирается на обобщение большого эмпирического материала, накопленного авторами в процессе чтения курсов «Экономические трансформации в современном мире», «Сравнительный анализ экономических систем», «Политическая экономия», «Экономическая система России», «Россия в мировом пространстве: геополитэкономические вызовы», «Креативная экономика», лекционных курсов в университетах Кембриджа, Пекина, Массачусетса и мн. др.
Основой сдачи зачета является участие в интерактивных диалогах в течение семестра и/или подготовка реферата/эссе по одной из тем курса.