Описание:Спецкурс для аспирантов кафедры ИТМК философского факультета МГУ. Темы лекций:
Тема 1. Является ли история наукой? Античное понимание: историография между философией и техникой (Геродот, Аристотель, Плутарх), религией, политикой и развлечением (Саллюстий, Ливий, Тацит, Светоний).
Современное понимание исторической науки: Гегель и гегельянцы (Коллингвуд, Идея истории); кантианцы (Риккерт); Макс Вебер; Тойнби; французская школа Анналов.
Тема 2. Нарративная историография в ряду других исторических источников (предметы вспомогательных исторических дисциплин: эпиграфики, сфрагистики, нумизматики, астрономии, археологии). Историография и ее отличие от хроники и эпоса.
Тема 3. Краткий очерк развития греческой историографии от логографа Гекатея до всемирной истории Евсевия Кесарийского.
Тема 4. Геродот — «отец истории» - первый в мире историограф. Три жанра внутри геродотовского повествования: критическое историописание (история греко-персидской войны), логосы и новеллы.
Народ как субъект истории.
Тема 5. Логосы Геродота: лидийский, мидо-персидский, египетский, скифский, - как образец историко-культурного описания народов. Геродот и софисты. Нечестие Геродота.
Тема 6. Фукидид — образец критической научной историографии. Метод работы с источниками. Что такое историческая объективность.
Тема 7. Плутарх Херонейский — история как школьный предмет и средство патриотического воспитания. История и благочестие.
Тема 8. Римская историография. Раннее историописание: Невий, Энний, Катон, Варрон, Корнелий Непот. Историография и поэзия.
Юлий Цезарь и Саллюстий: историческое сочинение как политический документ и письменное свидетельство для суда современников и потомков.
Тема 9. Тит Ливий — латинский Геродот ( история рождения и роста римского народа) и Фукидид (история многолетней войны). История как биография народной личности.
Тема 10.
Корнелий Тацит. Политически ангажированная история.
Гай СветонийТранквилл: коммерчески ангажированная история. Историография как занимательное чтение.
Тема 11.
Позднеантичная историография. Возникновение жанра всемирной истории. Евсевий Кесарийский, Августин, Павел Орозий.
Тема 12. Историография античная и современная: преемственность и отличия. Возможно ли сегодня написать школьный учебник истории?