Развивающая психолого-педагогическая программа «Логические игры и задачи как интегративное средство в образовании детей дошкольного возраста»учебный курс
Описание:Авторская психолого-педагогическая программа «Логические игры и задачи как интегративное средство в образовании детей дошкольного возраста» направлена на интеллектуальное развитие дошкольников и формирование предпосылок учебной деятельности; формирование этнической идентичности; усиление роли семьи в образовании и развитии детей через включение родителей и педагогов в мероприятия, предусмотренные Программой.
Актуальность программы обусловлена противоречиями между содержанием современных образовательных программ и практической работой по интеграции познавательного и личностного развития детей, а также формированию этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста. Большая часть дошкольных образовательных учреждений ведёт работу по ознакомлению дошкольников с родным городом, но содержание данной работы не имеет в настоящий момент научного обоснования, определяется на уровне города или конкретного ДОУ.
Сегодня образовательная практика показывает недостаточным использование традиционных форм, методов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Взаимодействие педагога с детьми должно осуществляться как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям практических и интеллектуальных задач.
Для более эффективного решения указанных проблем предлагается использование логических игр и задач в образовательной деятельности.
Нормативно-правовой основой Программы являются Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Конвенция о правах ребенка.
Цель программы: интеграция познавательного и личностного развития детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр и задач на этнокультурном содержании.
Задачи программы:
1. Развитие познавательного интереса и мыслительных умений дошкольников.
2. Развитие предпосылок учебной деятельности.
3. Формирование гендерной, семейной, этнической идентичности, чувства принадлежности к мировому сообществу.
4. Развитие игровой деятельности детей.
5. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Программное содержание построено с учетом принципов регионализации, личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции, диалогичности педагогического процесса, поддержки и стимулирования эмоционально-познавательного отношения детей к изучаемому материалу.
Отличительной особенностью Программы является разработка образовательно-развивающей технологии «Я.Л.И.К.».
Аббревиатура «Я.Л.И.К.» несет в себе определенную смысловую нагрузку, так как:
1. Она основана на использовании логических игр и задач на этно- и поликультурном содержании, адресована детям от 5 лет и старше.
2. Логические игры и задачи – это практические, наглядные средства; их образовательно-развивающий потенциал способствует адаптации детей мигрантов в новой для них среде, сплочению коллектива, расширению представлений детей о глобальном мире и формировании уважения к особенностям других культур; развитию этнической идентичности и др.
3. Кроме того, технология направлена на освоение двух и более языков, развитию интеллектуальных способностей детей.
Таким образом, раскрывая значение и название технологии, укажем, что «Я.» - это язык, «Л.» - логика, «И.» - игра, «К.» - культура.
Технология «Я.Л.И.К.» реализуется поэтапно и включает три ступени:
- диагностическую: разработка диагностического инструментария для оценки исходного уровня и результатов образования учеников в мультикультурной среде в условиях реализации технологии ««Я.Л.И.К.»;
- проектировочную: разработка и апробация содержания технологии ««Я.Л.И.К.», основывающегося на игровых методах и культурологической составляющей (архитектура города в интеллектуальной игре). Если познакомить детей с ниже предлагаемой логической игрой, а далее модифицировать ее содержание в соответствии с особенностями архитектуры других городов, в том числе зарубежных, то будет достигнута цель, направленная на обогащение представлений и культурно-ценностных ориентаций не только в отношении своего этноса, но и других этносов и национальностей;
- организационно-творческую: взаимодействие педагога и воспитанников, выстраиваемое в следующей последовательности компонентов такого взаимодействия – аффективно-волевого (хочу), когнитивного (узнать), действенно-практического (делаю), рефлексивно-творческого (оцениваю и творю).
Целевой аудиторией Программы являются дети старшего дошкольного возраста.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на работу с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Непосредственно-образовательная деятельность проводится два раза в месяц, их продолжительность составляет 30 минут.
Необходимым условием реализации Программы является повышение уровня общей теоретической и практической компетентности педагогов в проблеме умственного развития детей дошкольного возраста и его средств.
Программа может быть использована как дополнительная развивающая программа; как программа этнокультурного и культурологического образования в группе кратковременного пребывания и вводиться в процесс образования детей начиная со средней группы.
Программа включает в себя: пояснительную записку, учебно-тематический план, описание используемых методик, содержание занятий, практический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста и педагогами.
Размещена на сайте МПГУ и в Сборнике программ победителей VIII Всероссийского конкурса психолого–педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» / Под ред. О.С. Мелентьевой. – Москва, 2016. – 31(3,4) Мб.
Гриф: Федерация психологов образования России "Рекомендовано для использования в образовательных организациях"