Описание:Спецкурс «Проблема времени в античности и в Средние века».
36 аудиторных часов.
Краткая программа.
«Что такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю. Что же такое время? Кто смог бы объяснить это просто и кратко? Кто смог бы постичь мысленно, чтобы ясно об этом рассказать?» (Августин, Исповедь, XI, 14).
Нет народа и языка, в котором не было бы категории времени; однако предметом рефлексии время становится не везде и не всегда. Европейская культура – одна из немногих, где такая рефлексия есть. В греческой философии природа времени становится предметом рассмотрения в 4 в. до н.э. у Платона и Аристотеля (сравнительно поздно). В мифологии и поэзии образ времени – чудовищного Крона, пожирающего своих детей – появляется еще столетиями позже, в эпоху эллинизма, под влиянием философии. С тех пор и по сей день время в нашей культуре – одна из ключевых тем не только философского и научного дискурса, но и поэзии и беллетристики. Сам подход к проблеме времени за это время принципиально изменился один раз; от Аристотеля до Лейбница мы встречаемся с одной и той же постановкой вопросов и одним набором апорий, связанных с понятием времени, после Канта – с другой.
Предмет настоящего курса – классическая теория времени, или, другими словами, метафизика времени. (Метафизика – наука, которая ставит относительно всякой вещи вопрос «Что это?», наука, после Канта более не существующая). Рассматриваться эта теория здесь будет не систематически, а исторически, т.е. путем чтения, комментирования и обсуждения соответствующих текстов в хронологическом порядке.
1.Платон: «Время есть подвижный образ вечности» (Тимей 37 с – 38 с).
2.Аристотель: «Время есть число движения сообразно «прежде» и «после» (Физика, IV, 11-14). Апории времени.
3. Плотин. О времени и вечности (Эннеады, III, 7): вечность как полнота бытия, время как жизнь души, временность как манифестация падения и страдания.
4. Августин: время как психологический феномен (Исповедь, XI, 10-28).
5. Боэций: возвращение к Плотину. Время и две вечности. Решение апории о Провидении и свободе воли через соотношение времени и вечности (Утешение философией, кн. VI).
Как правило, на подробное изучение этих пяти текстов уходят все 36 часов курса. Если остается время, то, в хронологическом порядке, рассматриваются следующие дополнительные темы:
6. Комментаторы Аристотеля: проблема времени и вечности у Александра Афродисийского, Иоанна Филопона и Симпликия (лекция, поскольку тексты на греческом). Время и бесконечность как слабость и болезнь. Влияние христианства на понимание природы времени (два комментария Филопона).
7. Средневековые споры о вечности мира: Фома Аквинский и парижские аристотелики (XIII в.).
8. Дискуссия о природе времени в новоевропейской философии до Канта: Лейбниц и Ньютон.