Описание:Цель курса - дать широкий междисциплинарный обзор подходов к анализу конкурентного организационного поведения. Лекции и семинары обучают студента анализировать категориальный аппарат в экономических, юридических, этических, социологических представлениях о конкуренции и выделять психологический аспект внутри этих разнотипных контекстов. Предлагается различение конкуренции и конфликта, а также конкуренции как стратегии и ситуации. Для интепретации самого понятия «конкуренция» производится психолингвистический анализ этимологии этого термина и культурно-исторический анализ соответствующего явления. Предлагаются критерии различения деструктивного конфликт-ориентированного и конструктивного кооперативно-ориентированного поведения в ситуации конкуренции. Вводятся представления о конкуренции в рамках бихевиоризма, психоанализа, теории черт личности, когнитивистского подхода к межличностному взаимодействию и социальной перцепции. В контексте деятельностного подхода к психологии понятие «конкуренция» вводится как метакатегория – наряду с другими базисными категориями, такими как деятельность, взаимодействие, общение.
Данный курс предназначен для ознакомления студентов с элементами математической теории игр в описании конфликта и совместной деятельности, многофакторного анализа личностных качеств и социальных отношений в области конкуренции, моделирование субъективных семантических пространств как инструментальная техника для оптимизации взаимодействия клиентов и поставщиков товаров и услуг, планирование деловой карьеры и диагностика стадий развития организации. Приводятся примеры применения теории игр для анализа конфликтно-кооперативных стратегий поведения в профессиональном взаимодействии и бытовых ситуациях, а также формула ожидаемой полезности для моделирования процессов принятия решений. Особое внимание среди методов исследования уделяется компонентному анализу конкурентной среды, позволяющему спрогнозировать с определенной вероятностью конфликтный или кооперативный стиль поведения большинства участников в ситуации конкуренции. Признаки продуктивной конкуренции связываются с признаками конкурентной ситуации.
На семинарах студенты сдают текущие тесты знаний, готовят письменные обзоры и устные доклады, построенные по принципу «анализа случая» (case study), а также принимают участие в устной дискуссии по докладам других студентов. Оценка по итогам спецкурса выводится на основании суммы накопленных баллов. По окончании курса студенты должны пройти заключительную оценочную процедуру в компьютерном тестовом формате или в формате устного экзамена.