Описание:Дисциплина «История» является частью гуманитарного цикла дисциплин для обучения студентов по направлению подготовки 45.03.02.«Лингвистика». Учебная дисциплина входит в систему теоретических курсов, изучающих основные законы и процессы развития общества. Дисциплина реализуется на факультете Высшая школа перевода МГУ имени М.В.Ломоносова кафедрой теории и методологии перевода.
Изучение отечественной истории – важная составная часть гуманитарной и профессиональной подготовки филологов-русистов, в том числе, по направлению «Лингвистика» в ВШП. Изучение истории России необходимо также для дальнейшего усвоения таких дисциплин как «История русской культуры», «История и культура стран изучаемых языков» и др. Читается на 1 курсе (первый семестр).
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общенаучных (ОНК-3), инструментальных (ИК-1, ИК-3), общепрофессиональных (ПК-2, ПК-3, ПК-4) и общекультурных (ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-5) компетенций.
Цель изучения этой дисциплины заключается в осознание студентами роли и значения исторической науки в их профессиональной и общегуманитарной подготовке, глубокое познание и осмысление ими отечественной истории, ее особенностей в контексте мировой цивилизации, а также понимание и увоение ими роли национальной культуры в общемировом историческом процессе, ее достижений и проблем.
Наряду с образовательными, ставятся и воспитательные цели: формирование чувства патриотизма и любви к своей стране, интереса к ее истории и культуре, уважительного отношения к духовным ценностям народов России, других народов мира.
Программа курса учитывает уро¬вень достижений исторической науки на сегодняшний день. Она охватывает весь период историчес¬кого развития России от образования Древнерусского госу¬дарства до сегодняшнего времени. Структура и содержание рабочей программы включает 11 разделов, соответствующих основным, общепринятым в отечественной историографии периодам исторического развития
Данная учебная дисциплина призвана дать студентам достаточно полную и объективную картину отечественной истории, показать преемственность, взаимосвязь и неповторимость каждого из этапов ее развития. Познакомить с наиболее достоверными и значимыми оценками истории нашей Родины, содержащиеся в русской дореволюционной, советской, современной российской и западной историографии, с ясным пониманием общественной закономерности появления тех или иных исторических концепций и взглядов. Выработать у студентов навыки самостоятельной работы с историческими источниками и литературой, научить аргументировано выступать с докладами и сообщениями, участвовать в дискуссии по тем или иным проблемам отечественного историко-культурного процесса.
Научной основой дисциплины является общенаучный системный подход в сочетании с принципом историзма. Общенаучный системный подход предполагает применение следующих исторических методов: проблемно-хро¬но¬логического, ретроспективного, метода сравнительного анализа, синтеза (в том числе, синтеза различных исторических концепций).
При отборе содержания и организации учебного материала использовались такие принципы, как комплексный подход, актуальность, опора на современные методы исторических исследований и достижения отечественной и зарубежной историографии.
Учебный процесс профессионально ориентирован и учитывает задачи и особенности подготовки специалистов в Высшей школе перевода (факультете) МГУ. Преподавание курса «История» ведется с учетом изучения студентами таких дисциплин гуманитарного цикла как: «История русской культуры», «История и культура стран изучаемого языка», «Философия», а также профессиональных и специальных дисциплин.
Ведущими формами изучения дисциплины «История» являются лекции, семинарские занятия, консультации, а также самостоятельная работа студентов ( в виде подготовки докладов/сообщений, презентаций и рефератов), осуществляемая под руководством преподавателя.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в различных формах (тесты по конкретным разделам программы, устный опрос, письменные домашние задания,и др.) и итоговая аттестация, в форме устного экзамена.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетные единицы – 144 часа (72 часа - аудиторные занятия: лекции - 54 часа, семинары – 18 часов и 72 часа - самостоятельная работа студента.