![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Мир меняется все быстрее. Современный человек погружен в новые технологические, информационные, социальные и производственные структуры, отличные от тех, что окружали его родителей. Образование, сохраняя свою функцию передачи культуры, одновременно должно готовить молодежь к встрече с будущим. И основная роль в этой подготовке принадлежит дополнительному образованию. Профессиональная переподготовка кадров оказываются важнейшей внутренней задачей всей образовательной системы, являясь одной из форм дополнительного образования, адресована тем, кто уже имеет базовое высшее образование, но по каким-либо причинам нуждается в получении дополнительной квалификации более высокого уровня. Научно-методический центр развития образования Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе принимает участие в разработке нормативно-правового обеспечения образовательного процесса, совершенствовании его материально-технической базы, организационно-методическом и информационном обеспечении деятельности образовательных организаций города Севастополя, повышении качества эффективности кадрового обеспечения, инновационном развитии наиболее перспективных форм образовательного процесса. Организация учебной деятельности самого Филиала направлена на создание комплексной системы высшего и дополнительного образования. С учетом этой тенденции в Филиале предпринимаются шаги по расширению спектра специализации в рамках реализуемых образовательных программ переподготовки, а также модульной дифференциации программ повышения квалификации. Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе - современная инновационная структура, позволяющая быстро реагировать на запросы рынка образовательных услуг города Севастополя и Республики Крым. Учет освоенных модульных образовательных программ осуществляется на основе принципа равноценности дополнительного образования, при котором освоение нескольких образовательных модулей в рамках программы краткосрочного повышения квалификации считается равноценным освоению длительной программы повышения квалификации или равноценным освоению программы профессиональной переподготовки при условии их сопряженности по направлению, содержанию и форме. В ходе учебного процесса с использованием модульных образовательных программ появляется возможность конструировать индивидуальный образовательный маршрут и образовательную программу с учетом своих интересов и уровня квалификации. Слушатель может выбрать содержание, сроки и режим обучения. Технологичность обеспечивается за счет содержания (наполнения) вариативных модулей, использования интерактивных методов работы со слушателями и возможности построения образовательного маршрута за счет комбинации модульных курсов. В соответствии с действующей нормативно-правовой базой диплом о профессиональной переподготовке дает право на ведение нового вида профессиональной деятельности в избранной сфере. Основное отличие дополнительного образования от получения очередного высшего образования заключается в том, что слушатели изучают только избранные дисциплины в узко очерченной практической области. Кроме того, гражданин, получивший дополнительное образование имеет право на ведение профессиональной деятельности только в той сфере, которая обозначена в дипломе. В отличие от этого, гражданин, получивший диплом о высшем образовании, имеет более широкую подготовку, что позволяет ему работать в самых различных областях, в том числе быть государственным служащим в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми, в том числе, и к уровню образования. Таким образом, диплом о профессиональной переподготовке является документом, удостоверяющим право его обладателя вести профессиональную деятельность в определенной сфере в соответствии с выбранной квалификацией. Диплом о профессиональной переподготовке свидетельствует лишь о том, что его обладатель владеет дополнительной квалификацией, кроме полученной после окончания ВУЗа. Вопросы нормативного обеспечения профессиональной переподготовки были и остаются наиболее неразработанными и актуальными в российском образовании. Недостатки нормативно-правовой базы федерального уровня рассматриваются как одно из ведущих препятствий на пути обновления дополнительного образования. При разработке модельных образцов локальных документов, регулирующих научно-методическое сопровождение дополнительного образования, необходимо учитывать, прежде всего, цели и задачи а также перечень (набор) рамочных документов в виде различных положений, инструкций, рекомендаций, требований и правил. Данные локальные акты должны включают в себя описание всех необходимых действий и план их осуществления на практике модернизации дополнительного образования. При этом важным исходным принципом нормотворчества является соблюдение существующих форматов информатизации правовой базы системы образования. Принцип методологии программно-целевого подхода предполагает формирование особой управленческой парадигмы посредством стандартизации и унификации управленческих решений. Таким образом, процедура разработки документационной базы проекта состояла из следующих этапов: •определения общих подходов к структуре и содержанию документов, •создания моделей образцов локальных документов, •проведения независимой экспертизы, •разработки рекомендаций по использованию нормативно - правовой базы, •определения механизма внедрения в массовую педагогическую практику. Инновационное управление обеспечивается за счет эффективного применения знаний. Важнейшим условием управления процессами обновления образовательных систем, осуществления институциональных преобразований является научная обоснованность и методическая обеспеченность. В связи с этим особое вынимание обращает на себя аспект перевода научно-методического обеспечения дополнительного образования с экспериментального в инновационный режим развития. Оптимизация управления научной и методической поддержкой модернизации дополнительного образования предполагает: •исследование условий, предпосылок для успешной реализации направлений, построение прогнозов и сценариев; •разработку технологий и методик, программ, обеспечивающих реализацию конкретных направлений; •изучение текущего процесса, результатов и последствий преобразований с целью внесения корректив в исходные представления. Другой не менее важный аспект организационно-методического обеспечения - деятельность «низовых» структур - методических служб, обеспечивающих методическую, консультативную поддержку на местах. В современных условиях модернизации и инновационного развития необходимо перевести методические службы на сетевой принцип функционирования. Именно методическое обеспечение модернизации и решает вопрос о проектировании и сопровождении инновационных (экспериментальных) сетей, на которых и будут: •отрабатываться новые модели управления образованием, •выявляться и описываться «лучшие практики», •организовываться диссеминации инновационного опыта.