![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ПсковГУ |
||
В работе обосновывается необходимость дополнительной сертификации и создания обновленных государственных стандартов (ГОСТов) по механическим свойствам авиационных материалов в условиях высокоскоростного деформирования. В работе делается акцент на необходимость учета и контроля влияния высокоскоростного нагружения на механические свойства существующих и вновь разрабатываемых авиационных материалов. Отмечено, что в настоящее время единственным отраженным в ГОСТах параметром, характеризующим динамическое поведение материалов, является ударная вязкость, что недостаточно для разработки корректных расчетных методик оценки непробиваемости корпусов ГТД при обрыве рабочих лопаток и анализа птицестойкости с целью обеспечения надежного прохождения соответствующих сертификационных испытаний. Предложено в дополнение к уже имеющимся механическим характеристикам материалов включать динамические диаграммы нагружения (вплоть до разрушения) в зависимости от скоростей деформаций, температур и вида напряженно-деформированного состояния (НДС). Обсуждены экспериментальные методики для исследования динамического поведения материалов в условиях высокоскоростного деформирования и повышенных температур, а также обобщенная структура и параметры базы данных по сбору и анализу результатов проводимых испытаний. В качестве иллюстрации в работе приведены характерные статические и динамические диаграммы нагружения для титановых сплавов, а также результаты экспериментально-вычислительного исследования по анализу непробиваемости корпуса ГТД вследствие обрыва рабочей лопатки и их сравнение с результатами верификационного стендового испытания.