![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Цифровые инструменты коммуникаций, обучения, алгоритмы и генеративный искусственный интеллект (ГИИ) создают новые возможности и риски для образовательного процесса. С другой стороны, современный университет и образовательный процесс немыслимы вне цифровой среды. Феномен жизнестойкости, введенный в научный оборот в качестве отдельного понятия американскими психологами С. Мадди (S. Maddi) и С. Кобаса (S. Kobasa) в 80-ые годы 20-го столетия, содержательно интересовал философов-мыслителей, начиная со стоиков. «Жизнестойкость (от англ. hardiness – выносливость, стойкость) – широкое понятие, охватывающее многообразные стратегии, способы, психологические феномены, представляя собой многокомпонентный фактор, способствующий поддержанию психического, социального и физического благополучия» [1]. Несмотря на то, что жизнестойкость в качестве фактора поддержания психического, социального и физического благополучия рассматривается в исследованиях преимущественно в контексте трудных или кризисных жизненных ситуаций, представляется перспективным поднять вопрос его изучения с учетом влияния цифровой образовательной среды на психическое, социальное и физическое благополучие её участников (в первую очередь, на обучающихся и преподавателей) [2, 3, 4, 5]. Активное внедрение генеративного искусственного интеллекта в образовательный процесс может интенсифицировать опосредованность взаимодействия студентов и преподавателей, обоюдно применяющих искусственный интеллект для создания заданий, их выполнения и проверки, что, в свою очередь снижает субъектно-содержательное диадное взаимодействие Учитель – Ученик. Возможности ГИИ в плане скорости перебора информации вносит повышение скорости «оборота» образовательного процесса, что в свою очередь добавляет плотности с одновременной фрагментарностью в содержательную его часть, что требует специального управления этим. Взаимодействие в образовательном процессе всех его участников благодаря цифровой среде становится значительно более разнообразным и «разно-синхронным», что тоже требует специального управления. Всё перечисленное актуализирует вопросы влияния цифровой среды обучения на жизнестойкость её участников и необходимость её исследования. 1. Гаранина, М.М. Актуальность исследования жизнестойкости матерей детей в условиях паллиативной помощи / М.М. Гаранина, Д.Г. Пирогов // Всероссийский конгресс с международным участием "Психоневрология: Век XIX – Век XXI", посвященный 115-летию ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева" Минздрава России и 165-летию со дня рождения В.М. Бехтерева, Санкт-Петербург, 12–13 мая 2022 года. — Санкт-Петербург: Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева, 2022. — С. 39-40. 2. Гапанович С.О. «Цифровой тупик: о возможности образовательного процесса в условиях нарастающего информационного стресса». Сборник научных трудов Всероссийского междисциплинарного научно-теоретического семинара. Том Выпуск 11. Санкт-Петербург, 2021. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49411765 (дата обращения 19.03.2023) 3. Красностанова М.В. «Диверсификация дистанционных режимов коммуникаций как профилактика «цифрового» выгорания». В сборнике статей XI Международной научной конференции. «Глобальная неопределенность: развитие или деградация мировой экономики». В 2-х томах Под редакцией С.Д. Валентея . - Том. 2, 2022. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49590222&pff=1 (дата обращения 19.03.2023). 4. Ясюкова Л.А. «Понятийное мышление как способ выживания в современном мире» https://psy.su/feed/8101/ (дата обращения 19.03.2025). 5. Воронин А.А. «Влияние цифровой образовательной среды на развитие когнитивных функций школьников». EDN: LYCBQQ, DOI: 10.51944/20738544_2023_3_264 (дата обращения 19.03.2025) 6. Карпов А.В. Структура метакогнитивной регуляции информационной деятельности : монография / А. В. Карпов, А. А. Карпов. – Ярославль : Филигрань, 2022. – 816 с. – ISBN 978-5-6048593-7-7.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Программа_ЛЧ-2025_-_ЭФ_МГУ.pdf | Программа_ЛЧ-2025_-_ЭФ_МГУ.pdf | 1,1 МБ | 28 мая 2025 [aakurdin] |