ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Актуальность. Одним из важнейших факторов эффективной работы организации считается полное включение каждого её работника в структуру организации, систему коммуникаций, технологические и социальные процессы. Весьма актуальных в этой области является проблема вовлеченности персонала организации, поскольку увлеченность работой и приверженность компании влияет на эффективность ее деятельности. Однако в отношении понимания данного конструкта до сих пор нет единства ни среди практиков, ни среди исследователей. Некоторыми авторами вовлеченность работников в организацию рассматривается как многомерный латентный конструкт более высокого порядка. Цель исследования. Разработка многомерной модели конструкта «вовлеченность работников в организацию», включающей когнитивный компонент (идентификация с организацией), аффективный (приверженность организации) и поведенческий (экстраролевое поведение). Методы исследования и выборка. В исследовании использовались: 1) методика оценки уровня идентификации с организацией Ф. Маэла и Б. Эшфорта (Ashforth & Mael, 1992), 2) методика определения типа организационной приверженности работников Н. Аллен и Дж. Мейера (Allen, Meyer, 1990), 3) методика оценки выраженности экстраролевого поведения работников Б.Г. Ребзуева (Ребзуев, 2009). Для проверки качества модели вовлеченности был использован конфирматорный факторный анализ. Выборка случайная – 926 работающих респондентов, зарегистрированных в базе данных социально-экономических опросов, проживающие на территории РФ. Основные результаты. Все оценки параметров модели значимы на уровне а=0,05, дисперсии не равны нулю, факторные нагрузки находятся в интервале от ~0,4 до ~1,0. Предположение о том, что вовлеченность работников в организацию является многомерным конструктом, включающим в себя идентификацию с организацией, организационную приверженность и трудовое экстраролевое поведение, в целом подтверждается. Заключение. Одним из методов, дающих возможность исследовать сложные социально – психологические феномены, является моделирование социально – психологических явлений как многомерных конструктов. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что: с одной стороны, организационная идентификация, приверженность организации и экстраролевое поведение взаимосвязаны между собой и могут рассматриваться как компоненты (или измерения) более общего конструкта «вовлеченность работника в организацию», а, с другой стороны, они являются относительно самостоятельными измерениями конструкта более высокого порядка.