ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Писатели Финляндии часто обращаются к такому жанру литературы, как «семейная сага». Благодаря своему размаху, драматизму повествования и психологизму, узнаваемой исторической канве семейные хроники являются любимым жанром в современном обществе. Cаги о династиях в жанре фикшн дают представление о разных периодах жизни тех социальных слоев, к которым принадлежали предки большинства читательской аудитории. Интерес к семейным хроникам обусловлен рядом личных причин, среди которых потребность изменить собственное мироощущение. Кроме того, существуют социальные причины, мотивирующие проводить генеалогические исследования, например, желание осознать значимость семьи, каждого ее члена для общества. Гипотеза нашего исследования заключается в том, что современные семейные хроники представляют собой синтез художественной и документальной прозы. В качестве материала исследования мы взяли роман Томми Киннунена «Перекресток четырех дорог» (2014). Роман состоит из историй-новелл четырех героев. Все новеллы скрепляются одной универсальной темой – положение женщины в семье и обществе. События в романе «Перекресток четырех дорог» связаны одной нитью – судьбой одного рода. Такая фабула характерна для семейных саг. Идея, объединившая на некоторое время членов семейного рода, была построить огромный частный дом, который служил бы символом успеха. Особенностью произведения Киннунена является нарушение линейного принципа изложения. Временная последовательность от 1895 г. к 1996 г. представлена с ретроспекциями, перебоями, вызванными включением в ткань повествования событий, связанных с другими персонажами. Источником современных финских семейных хроник послужили скандинавские и исландские саги. Объединяющим началом этих произведений является присутствие в них реального культурно-ландшафтного контента: географических названий холмов, рек, озер, заливов, дорог. Топонимы, упоминаемые в романе Киннунена, соотнесены с местностью города Куусамо и имеют фактическое обозначение на топографической карте населенного пункта. Интересным художественным приемом является использование говорящих названий – топонимов, которые имеют прямое значение и обладают культурной отсылкой. Семейная хроника – это своеобразная энциклопедия жизни, в которой представлены реалии эпохи. Семейная сага – это иной взгляд на историю, в котором масштабы снижены и события очеловечены. В ней не так важны объективные даты, сколько подлинные события, факты, отражающие дух эпохи. Автор показывает сложный внутренний мир своих героев. Литературные персонажи порой даже меняются местами: казалось бы, по природе слабая женщина Мария выдерживает колоссальную физическую и моральную нагрузку и становится от того только сильнее. Онни, пройдя испытание войной, становится мягче, теряет свою мужественность. В семейных хрониках речь идет о повседневности, о том, как была устроена жизнь людей в определенном месте в определенное время. Подобные произведения позволяют представить собственных предков в этом контексте, так прошлое обретает живость и объем.