![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Доклад посвящен проблеме управления экономической безопасностью в информационном пространстве приграничного региона в контексте профилактики, предотвращения и ликвидации угроз в области национальной безопасности. Учитывается, что технологии информационного террора совершенствуются более быстро, чем меры противодействия, «информационные удары» становятся более опасными, а государственная информатика вынужденно решает задачи, характерные для обороны страны. Активно трансформируя систему пространственных коммуникаций, информационные технологии определяют инновационный характер торгово-денежных операций и внешнеэкономических связей, независимо от масштаба их реализации, повышая значимость комплексного анализа показателей результативности управления экономической безопасностью в информационном пространстве приграничного региона. Признается, что гарантируемая Конституцией Российской Федерации безопасность гражданина, общества и государства, определяются обеспечением целостности и неприкосновенности своей территории, защитой суверенных границ. Специально подчеркивается, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности [2]. В качестве основных инструментов реализации направлений государственной политики в области управления экономической безопасностью рассматриваются документы стратегического планирования, национальные проекты и программы. В рамках обозначенной проблематики экономическая безопасности рассматривается как стратегическое направления в обеспечении национальной безопасности; в качестве базового принимается определение, представленное в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (Утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»). Методологическую основу исследования составляет концепция геополитического характера границы, приграничья и пространственных связей приграничного региона. Не принимается концепция «пространственного предела» государственной территории. («Пространственный предел» являет собой свод правил, ограничивающих политическую свободу государства и не предполагающих существование государства как политически независимой организации, способной самостоятельно принимать решения и демонстрировать независимую политическую позицию в связи с отторжением неприемлемых политических, социально-экономических, культурно-религиозных и иных ориентиров пространственного развития). Автором доклада граница определяется как фактор обусловливающий специфику регионального развития близлежащих территорий, как гарант государственной, общественной и личностной безопасности, а также как барьер или источник угроз внешнего характера. Утверждается, что именно конституционно-правовой и институционный статус определяют режим функционирования государственной границы, обуславливая юридическую природу управления общественными отношениями в системе управления человеческими ресурсами государства и приграничного региона, обеспечивая безопасность реализации государственной экономической политики в региональном пространстве. Достижение конечных программно-целевых ориентиров в области управления экономической безопасностью с учетом информационной составляющей приграничного регионального пространства осуществляется путем проведения единой государственной политики, направленной на предотвращение и ликвидацию внутренних и внешних вызовов и угроз безопасности в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации. На современном этапе развития общественных отношений пограничное пространство все более приобретает информационно-коммуникационный характер. Преобладающим является тип цифровых коммуникаций, поэтому пограничное пространство региона целесообразно рассматривать как информационное пространство, развивающееся в условиях приграничья в период глобальной трансформации информационных отношений и цифровизации информационно-коммуникационных приграничных и трансграничных коридоров. В ракурсе оценки результативности управления экономической безопасностью собственно приграничный регион правомочно понимать и как инструмент внедрения программ регулирования общественно-политической и социально-экономической ситуации на сопредельных территориях государств силами внешнего воздействия, и как внешне формируемую систему экономических привязанностей на основе демонстрации эталонного благополучия населения, проживающего за границей. В качестве базовых показателей результативности управления экономической безопасностью в приграничном пространстве региона выступают: эталонные потребности населения; средства региона, направляемые на обеспечение экономической безопасности региона; негативные воздействия, влияющие либо на эталонные потребности, либо на объем средств региона, направляемых на обеспечение экономическая безопасность региона. Инструментом управления - программы и проекты, реализуемые регионом. Исходя из толкования пространства как основополагающего фактора регионального развития, не вполне правомочно отказаться от разграничения понятий «субъект как единица административно-территориального деления», «субъект как элемент в системе государственного управления» и «субъект как регион, особая зона в границах геополитического пространства. Такая зона может рассматриваться и как исторически сложившийся регион, территория многовековых устойчивых направлений трансграничного и (или) приграничного сотрудничества, где наиболее активно осуществляется реализация внешнеэкономических связей и контактов». В качестве одного из регионов, с исторически обусловленным функционированием межконтенинтальных «коридоров» трансграничного и приграничного значения, выступает приграничная зона Прибалтики. По результатам исследования представлена общая характеристика приграничного региона Российской Федерации (на примере Прибалтийской приграничной зоны России. включающей в себя территории приграничных субъектов Российской Федерации: Калининградская область. Псковская область, Ленинградская область). Учитывается, что «Прибалтийский приграничный регион Российской Федерации» не является общепринятым специальным понятием в области международно-правовых отношений. В самом «широком» геополитическом смысле включает в себя расположенные на территории постсоветского пространства государства Литва, Латвия, Эстония и сопредельные этим государствам территории Российской Федерации в новом для них политико-правовом статусе «западного приграничья». Анализ проводится в ракурсе государственного управления, базовыми признаются: публично-правой, сравнительно-сопоставительный историко-социологический и информационно-аналитический подходы. Общая характеристика информационного пространства Прибалтийского приграничного региона Российской Федерации и общая характеристика показателей результативности управления экономической безопасностью в информационном пространстве Прибалтийского приграничного региона Российской Федерации представлена на примере Псковской области в контексте демографического, социально-экономического и цифрового неравенства регионов.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Сертификат участника | TUB2VQ4GIAo.jpg | 226,8 КБ | 6 мая 2024 [DmitrievaYV] | |
2. | Программа международной конференции | Itogovaya_ProgrammaKonferentsii_2024_1.pdf | 2,8 МБ | 6 мая 2024 [DmitrievaYV] |