ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Значимость успешного перехода из детского сада в школу и адаптации к новым образовательным условиям подчеркивается исследователями всего мира [9,12]. Успешность школьной адаптации оказывает значимое влияние на общий уровень академической успешности [3,11], эмоциональное и общее психологическое благополучие ребенка [6], отношение к учебе и учебную мотивацию [2,11], личностную и учебную самооценку [8], а также общий уровень психологического здоровья [1,7]. При отсутствии должного уровня психологической готовности ребенка к систематическому школьному образованию возрастает риск его дезадаптации, сопряженной с множеством негативных последствий, в частотности, со снижением индивидуальной самостоятельности ребенка в образовательном процессе, а также рисками дальнейших академических неудач. Своевременное выявление сложностей в адаптации к школьному обучению позволит оказывать детям необходимую поддержку для достижения более высоких результатов в обучении и в дальнейшей жизни [12]. Однако в настоящее время нет единого представления о факторах успешной адаптации к обучению в школе, а также не согласованы программы по коррекции последствий школьной дезадаптации [4]. Описанная проблема указывает на необходимость выявления наиболее значимых факторов развития ребенка еще в период дошкольного детства, ведущих к успешной адаптации в условиях будущего школьного обучения, а также своевременного мониторинга и психологического сопровождения детей в процессе перехода к школьному обучению для повышения адаптационных возможностей [13]. В связи этим целью настоящего исследования являлось определение наиболее значимых предикторов психического развития детей в период дошкольного детства для будущей успешной адаптации к школе. Текущее исследование было проведено в два этапа. На первом этапе в исследовании приняли участие 232 дошкольника из детских садов города Москвы (M = 70,2 месяца, SD = 3,94). Все участники в ходе индивидуальной встречи были продиагностированы по таким параметрам психического развития как: 1) регуляторные функции (зрительная и слуховая рабочая память, когнитивная гибкость и сдерживающий контроль) при помощи батареи нейропсихологических тестов NEPSY-II [10]; 2) понимание эмоций ребенком при помощи методики Test of Emotion Comprehension [14]; 3) социометрический статус ребенка при помощи методики социометрических проб [5]; 4) невербальный интеллект ребенка при помощи методики цветных прогрессивных матриц Равена [15]. Через год на втором этапе исследования участники являлись уже учениками первых классов начальных школ города Москвы (M = 88,72, SD = 3,74). Для определения уровня школьной адаптации в ходе анкетирования педагогов была собрана информация об 1) академическом уровне освоения каждым учеником программы по математике, русскому языку и чтению. Кроме того педагогам было предложено заполнить 2) опросник на школьную адаптацию из 16 утверждений, касающихся особенностей решения детьми познавательных задач, саморегуляции, а также сфер общения и эмоционального комфорта. В результате построения регрессионных моделей было показано, что чем выше интегральный уровень развития ребенка по продиагностированным параметрам психического развития в дошкольном возрасте, тем значимо лучше он осваивает программу по математике (R = 0,387, AdR2 = 0,102, F = 3,12, p = 0,002) и русскому языку (R = 0,419, AdR2 = 0,128, F = 3,73, p <0,001) вне зависимости от возраста и пола ребенка. Значимых связей с чтением выявлено не было. Наибольший вклад в успешность освоения данных дисциплин внесли такие факторы как уровень развития в дошкольном возрасте сдерживающего контроля (t = 2,7, p = 0,008) и зрительной рабочей памяти (t = 2,01, p = 0,046). Кроме того, было показано, что оценка школьной адаптации первоклассников педагогами значимо связана со слуховой рабочей памятью и сдерживающим контролем. Таким образом, в результате проведенного исследования было обнаружено, что наиболее значимым фактором, связанным с высокой успеваемостью по усвоению программы по русскому языку и математике, а также общей оценки успешности адаптации ребенка к условиям школьного обучения, являются регуляторные функции, (в большей степени такой компонент как сдерживающий контроль). Полученные данные обнаруживают необходимость построения программ дошкольного образования, направленных на целенаправленное развитие сдерживающего контроля для поддержания высокой готовности к школьному обучению и успешной школьной адаптации в целом.