ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Имя псковского игумена Елеазарова монастыря Филофея (конец XV - первая половина XVI вв.) по праву связывают с поворотом в идеологии государства, т.к. именно ему принадлежит идея Москвы как третьего Рима, сформулированная в его посланиях к думному дьяку Мисюрю Мунехину и великому князю Василию III. Формированию этой концепции послужило стечение разного рода исторических обстоятельств, в результате которых Русь с центром в Москве приобрела образ единственной державы-преемницы православной веры, могущество которой неуклонно возрастало. В своих посланиях Филофей использует довольно часто встречаемую в европейской традиции идею о «переносе империи». Москва становится законным наследником Византии и Рима: «Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это - российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Римская империя приобрела высшее значение благодаря отказу от язычества и принятия веры, которая сплотила народ. Из-за гибели Римской империи (476 г.) и отпадения церкви на западе (1054 г.), задача сохранения и распространения истинной веры переходит к Византии. В 1453 г. произошло падение Византии под натиском турок, многие на Руси видели причину этому принятие греками Флорентийской унии (1439 г.). Сам Филофей пишет об этом так: «Девяносто лет, как греческое царство разорено и не возобновится: все это случилось грехов ради наших, потому что они предали православную греческую веру в католичество <...> воистину они еретики, по своему желанию отпавшие от православной христианской веры». В «Послании великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде» Филофей вновь озвучивает идею о преемственности Московского государства и подчеркивает особую роль московского государя, излагает «заповеди», которые следует соблюдать царю для того, чтобы достойно править и праведно нести возложенную на него ношу «христианского царя». Во-первых, ему следовало разобраться с унификацией крестного знамения среди мирян. Во-вторых, в каждую церковь назначить епископа. В-третьих, искоренить «содомский блуд» в государстве. В заключение Филофей подчеркивает: «все царства сошлись в одно твое, два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать». Из текста посланий мы видим, что именно фигура царя наделяется особым статусом, на него ложится ответственность за сохранение православной веры. Эта миссия получает не столько церковный характер, сколько начинает играть большую политическую роль. Согласно концепции «Москва - третий Рим», становился во главе всей земной духовной иерархии. Итак, «идея духовного верховенства царя получила у Филофея намного более рельефное выражение, чем это было принято в Византии». Благодаря концепции Филофея в образе царя появляется новая динамическая составляющая, которая создает «политическое измерение царской власти», в отличие от традиционного образа царя как доблестного правителя, который был статичен. Динамичность определяется тем, что он предстает уже как некий «предводитель государства», имеющий свои цели и задачи. Интересно, что такое представление о власти монарха сопровождалось требованием беспрекословного подчинения ей подданных. Филофей хотя и не касался какой-либо конкретики в отношении государственного управления, но своими посланиями задал границы мышления эпохи. Профессор И.А. Кириллов политический смысл теории Филофея видел именно в идее богоизбранности государя, его царства и народа, задачей которого является сохранение православной веры. Идея о «третьем Риме», по мнению исследователя, имела ряд литературных источников: «Повесть о белом клобуке», «Сказания о князьях владимирских», «Сказание о Вавилонском царстве» и др. Однако заслугой Филофея является самостоятельное осмысление и окончательное формирование стройной концепции преемственности Московского государства.