ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Доклад посвящен сопоставлению трактовки символа в учении П.А.Флоренского и К.Г.Юнга. Психоанализ рассматривается как один из истоков теории сновидений и проектов словарей символов в философии П.А.Флоренского. Отмечается, что сравнительный подход к наследию этих мыслителей уже намечен в исследованиях, так, Вяч. Вс. Иванов указывает, что проект Флоренского «Symbolarium» сопоставим с аналогичным проектом словаря общечеловеческих символов у Юнга. Флоренский был знаком с работами З. Фрейда («Толкованием сновидений»), однако работ Юнга, появившихся позднее, не знал. Идеи Юнга в области глубинной психологии формируются после его разрыва с Фрейдом, т. е. во второй половине 1910-ых – начале 1920-ых годов. Идеи Флоренского, связанные с трактовкой символа и концепцией «ночного» сознания, вызревают примерно в тот же период, ознаменованный в его творчестве переходом от теодицее к антроподицее и совпадающий с расцветом деятельности «Пути» и «путейства» (по сути, у Флоренского и Юнга идеи относительно роли символа в культуре складываются примерно в одно время, хотя и независимо). Основное внимание уделено проблеме утраты символов в европейской религиозной культуры Нового времени. Прежде всего, речь идет о протестантизме, получившем сходную оценку в работах Юнга и Флоренского. Оба рассматривают протестантизм как явление, разломившее европейскую культурную историю, а причину разлома видят в отказе от культовой символики. Показано, что сходство в оценках связано с антропологической трактовкой роли символа в культуре, характерной для обоих мыслителей.