![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ПсковГУ |
||
В рамках данной работы исследуются эффекты перехода к электронным процедурам определения поставщика при проведении конкурсов на результаты НИОКР в России. Электронный формат проведения государственных закупок может способствовать увеличению количества участников торгов за счет снижения издержек на получение информации о проведении таких торгов [Pavel, Sičáková-Beblavá, 2013]. Аналогичным образом, электронный формат проведения государственных закупок может уменьшить вероятность сговора между участниками торгов, если информация о торгах станет доступна заявителям, не входящим в закупочный картель на данной территории ([Porter, Zona, 1993], [Green, Porter, 2011]). Наконец, электронный формат может снизить вероятность сговора между заказчиком и аффилированным поставщиком за счет большей прозрачности рассматриваемых процедур [Balsevich, Podkolzina, 2014]. В итоге переход к электронным процедурам может способствовать повышению качества закупаемых благ и сокращению издержек их эксплуатации [Lewis-Faupel et al., 2016]. А вызванный переходом к электронным процедурам рост числа участников способствует большей экономии при проведении закупок ([Ernan, Popkowski Leszczyc, 2009], [Füllbrunn, Neugebauer, 2013]). Однако, некоторые исследования отмечают, что при наличии фаворитизма эффект электронных процедур может быть ограничен ([Decarolis et al., 2020], [Яковлев и соав., 2012], [Atmaca et al., 2019]). Таким образом, в рамках исследования были сформулированы следующие основные гипотезы: 1. Переход к электронным процедурам приводит к росту конкуренции на торгах (к росту числа участников торгов); 2. Переход к электронным процедурам приводит к росту экономии на торгах; 3. В закупках с участием потенциально аффилированных заказчика и поставщика эффект от перехода на электронные процедуры выражен в меньшей степени; 4. При переходе к электронным процедурам потенциально аффилированные участники торгов получают более высокие качественные оценки. Т.е. потенциально аффилированные заказчики в ответ на введение электронных процедур интенсивнее используют канал завышения качественных оценок. Для проверки гипотез были собраны данные по открытым конкурсам на результаты НИОКР за период с 16.12.2016 по 20.12.2021. Выборка содержит 4517 открытых конкурса. Начиная с 2019 года все открытые конкурсы обязаны проводиться в электронной форме. До 2019 года практически отсутствуют конкурсы на результаты НИОКР в электронной форме. Таким образом, можно утверждать, что переход к электронным процедурам обусловлен внешними причинами и не связан с характеристиками конкурсов. Потенциально аффилированным поставщиком (находящимся в сговоре с заказчиком) в рамках данной работы считается поставщик, который выиграл хотя бы 5 конкурсов, но при этом побеждал только у одного и того же заказчика. Для проверки гипотез 1-3 оценивались эмпирические уравнения, где в качестве зависимой переменной выступали число участников (гипотеза 1) или отклонение итоговой цены от НМЦК (гипотеза 2), а ключевой объясняющей переменной была бинарная переменная, принимающая значение 1, если конкурс проводится в электронной форме. Эффект фаворитизма оценивался с помощью включения в уравнение регрессии произведения двух бинарных переменных: описанной ранее и переменной, принимающей значение 1, если победивший в конкурсе поставщик предположительно аффилирован с заказчиком. Для проверки гипотезы 4 оценивалось эмпирическое уравнение, где в качестве зависимой переменной выступала нормированная качественная оценка участника i в конкурсе j. В рамках этого уравнения единицей наблюдения являлся каждый участник. Ключевая объясняющая переменная является произведением трех бинарных и равна 1, если в конкурсе участвует потенциально аффилированный поставщик, заказчик этого конкурса потенциально аффилирован с ним, этот конкурс электронный. Для учета цензурированности зависимой переменной уравнения были оценены с помощью с помощью Тобит-регрессии. Для учета проблемы пропуска существенных переменных уравнения также оценивались с помощью метода nearest neighbor propensity score matching. По результатам оценивания выдвинутые гипотезы подтверждаются: • переход к электронным процедурам значимо повышает конкуренцию в открытых конкурсах на результаты НИОКР и приводит к росту экономии; • наличие косвенных признаков фаворитизма приводит к ослаблению конкуренции и снижению экономии; • эффект от перехода к электронным процедурам значимо ниже в закупках с участием потенциально аффилированных заказчика и поставщика как в части усиления конкуренции, так и в части роста экономии; • перехода к электронным процедурам повышает качественные оценки только для потенциально аффилированных участников, и именно когда они участвуют в конкурсах с потенциально аффилированными с ними заказчиками, что может означать попытку потенциально аффилированных заказчиков компенсировать риски от усилившейся конкуренции. Полученные результаты устойчивы к изменению методов оценки и добавлению контрольных переменных.