ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Многие древнегреческие философы рассматривали созерцание не только как образ жизни, но и как смысл жизни, цель своего земного существования. В частности, Платон говорил: - «Созерцая Прекрасное, мы возвышаем себя» . Постепенно одной из важнейших и значимой категорией в древнегреческой эстетике и философии становится понятие «прекрасное». Прекрасное трактуется как своеобразный симбиоз гармонии и совершенства в природной среде, форме и цвете, звуке и музыке, запахе и ощущениях, мыслях, желаниях и др. Очевидно, что это реально отражает генетически заложенных в человеке стремление к прекрасному, радующему глаз природному пейзажу, услаждающей слух мелодичной музыке, тягу к противоположному полу, волнующим чувствам от общения с любимым красивым человеком и др. Древнекитайские философы считали, что способность человека получать удовольствие от созерцания прекрасного заложена в нем с рождения и напрямую связана с репродуктивной энергией цзин (кит. эссенция, семя, дух), которая объединяет духовную и сексуальную энергию человека. Энергия цзин в японском дзен-буддизме это тончайшая субстанция человеческого организма, обеспечивающая жизнь, развитие, физическую, духовную и творческую активность. Эта энергия лежит в основе сексуального влечения, любви и продолжения рода человеческого. Одним из источников энергия цзин является восприятие красоты мирозданья и способность созерцать прекрасное, трансформируя эту энергию в созидательный процесс. Япония – древняя, своеобразная и весьма колоритная страна. Японцы говорят, что у человека, неспособного воспринимать и ценить красоту окружающего мира, ледяное сердце. А у кого, как не у жителей Страны восходящего солнца, стоит учиться находить в священном акте созерцания прекрасного потаенный эстетический культурный и философский смысл. Культурные традиции Японии сформировалась под сильным китайским и корейским влиянием, религий буддизма и синтоизма. Известно, что многие японцы исповедуют древнюю буддийскую философию учения Дзен. Это учение зародилось в Индии, постепенно перекочевало в Китай, а затем получило дальнейшее распространение в других азиатских странах во Вьетнаме (VI век) , в Кореи (VII век) и наконец достигло Японии примерно в IХ веке. В Японии это учение окончательно закрепилось в период 1141-1215 гг, в виде школы Риндзай, наставником которой был Дзенке Кокоси. Дзэн-буддистами стали многие члены фактически правящего самурайского рода Ходзи. Традиции китайского «чань», вьетнамского «тхиен», корейского «сон» и японского «дзэн», развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои национальные характерные черты и особенности в основах учения, стиле и практики. Этимология этого слова корнями уходит в санскритскую терминологию, где дзен трактуется как «глубокое сосредоточение», «медитация» и «созерцание». Уникальность и ценность этого философского учения в его максимальной практичности. В нём нет никаких странных философских концепций, догм, ритуалов и так далее. Дзен-буддизм основан на простых жизненных истинах и понятиях, которые каждого человека могут сделать счастливым и привести к гармонии с самим собой. Философская суть дзэн – это просветление и проникновение в истинную природу вещей и разума через естественное и мистическое созерцание. Именно с философией дзэн связана древняя, уникальная японская традиция «любования» прекрасным. Эта традиция была и есть источник вдохновения для творческих людей – поэтов, писателей, художников, архитекторов, дизайнеров, артистов и других деятелей культуры и искусств. В японской культуре и философии издревле обожествляются природные формы и явления — солнце, луна, цветы, растения, деревья, горы, камень, текущая, подающая вода и др. Поэтому традиция «любования» с древних времен и до сих пор в Японии проявляется в следующих основных формах: любование цветами, растениями и деревьями (ханами – смотреть на цветы); любование камнями (суйсеки); любование садом камней (сэкитэй); любование дзэн - садом (каресансуй); создание и любование композициями из живых цветов и стеблей растений (икебана); любование осенними листьями клёна (момидзигари); любование снегами горных вершин (юкими); любование луной (цукими); созерцание дневного света (комореби) и др. Многие из этих национальных традиций за длительный исторический период вошли в список основных национальных, культурных ценностей и символов Японии. Набор, почитаемых той или иной нацией символик, не случаен – он складывается в процессе ее эволюции, веками, вбирая в себя особенности исторического развития, культуры, религии, философии, коллективной национальной ментальности. К ним относятся - Гора Фудзияма, Хризантема, Сакура, Сад камней, Икебана, Бонсай, Тануки (енотовидная собака), Токи (хохлатый ибис), Киндзи (зеленый фазан), Японский аист, Нэко (кошка), Японские куклы, Японский театр – кабуки, Японская поэзия – хайку, Гейши, Японская кухня, древняя история и культура Самураев, в том числе кодекс поведения бисидо и др. Японские символы – один из способов понять культуру и особенности населения страны Восходящего солнца, познакомиться ближе с образом жизни, верованиями и представлениями людей о прекрасном. В длительном процессе эволюции развития японского общества созерцание прекрасного стало один из абсолютов национальной культуры и символизма. Многие жители Страны восходящего солнца видят в священном акте созерцания прекрасного потаенный эстетический культурный и философский смысл. Как считают сами японцы созерцание и восприятие прекрасного в природе и окружающих нас предметах заряжает жизненной энергией, приносит положительные эмоции и может иметь прямой психа-терапевтический эффект.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | 1_ProgrammaGI_po_dnyam_1.docx | 1_ProgrammaGI_po_dnyam_1.docx | 36,1 КБ | 25 мая 2023 [andrianov] |