ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
В данный доклад вошли результаты продолжающегося исследования автором различных рецепций творчества блаженного Августина в истории русской философской и богословской мысли второй половины XIX - первой половины XX вв. Здесь нужно отметить, что отношение в России к учению отца Западной Церкви прошло определенный путь. Если ситуацию до начала XVIII в. отличало достаточно осторожное восприятие его богословской мысли, преимущественно через произведения других латинских авторов, а находившиеся на слуху тексты Августина относились скорее к корпусу псевдоавгустиновых, то уже с конца XVII в. на волне серьезного католического и протестантского влияния, его имя начинают активнее цитировать и приводить в качестве довода в богословских спорах, а к концу XVIII в. благодаря масонским книгоиздательствам были осуществлены переводы самых известных трудов Августина - «Исповеди» и «О граде Божием». Все это привело к тому, что к первой половине XIX в. имя и наследие Августина постепенно становились предметом интереса и наиболее передовой части русского общества - разные оценки его личности можно встретить как у западников, так и у славянофилов. А уже во второй половине XIX в. наступает период подлинного расцвета русской «августинианы»: в 1860-х гг. в Киевской духовной академии был положен старт масштабного проекта перевода «августиновского корпуса» на русский язык, современный эпохе. В этот промежуток, вплоть до 1917 г., были опубликованы десятки статей и монографий за авторством как известных ученых-богословов эпохи, так и светских историков, юристов и философов, охватившие практически все сферы обширного наследия гиппонского епископа. Не стали исключением и социально-политические идеи Аврелия Августина, в частности, его концепция государственного устройства и отношения Церкви к Государству. Одним из первых авторов по светской линии, решивший подробно проанализировать и оценить политическую сторону августинова учения стал Борис Николаевич Чичерин (1828- 1904) - видный русский философ, историк и юрист второй половины XIX в., по своим убеждениям «либеральный консерватор» или «консервативный либерал» (как его охарактеризовал П.Б. Струве), создавший фундаментальные сочинения в различных областях российской науки и внесший заметный вклад в развитие отечественной философии и общественно-политической мысли. Уникальной работой, за которую принято высоко оценивать заслуги Чичерина как историка политико-правовых идей, стал его пятитомный труд «История политических учений» (1869-92), в основу которого были положены лекции, которые он на протяжении шести лет читал на юридическом факультете Московского университета до того, как покинуть свою профессорскую должность в знак протеста против нарушения прав автономии университета. В «Истории политических учений» не только наиболее развернуто представлена политическая философия и философия истории самого Чичерина, но и дано подробное изложение всех наиболее значимых, по его мнению, концепций государственного устройства. Так, отдельный раздел в первом томе посвящен периоду патристики и конкретно наследию Августина Блаженного, а также его влиянию на средневековую и новоевропейскую мысль. При этом правовед не только актуализирует августиновское отношение к рабству, насилию, свободе совести и роли государства в делах церковных, но и выявляет ряд противоречий в построениях Августина о «двух градах». Некоторые, из сделанных Чичериным выводов, в дальнейшем будут пересекаться с рецепциями более поздних исследователей творчества Августина, в частности, философа Е.Н. Трубецкого (1863-1920).