ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Цель нашего сообщения – дополнить уже имеющиеся сведения о тематическом диапазоне жанра мадх в персоязычной поэзии XI в., что позволит сформировать более полное представление о характере эволюции персидского панегирика классического периода. В наши задачи входит выявление функции мотива бракосочетания восхваляемого в панегирической поэзии Катрана Табризи (ум. 1072), а также анализ мотивов, выбранных поэтом для создания образа восхваляемого и описания свадебных торжеств. Мотив бракосочетания восхваляемого представлен в двух касыдах Катрана Табризи, адресованных представителям правившей в Арране и Двине династии Шаддадидов (950–1075) – Абу-л-Хасану Али Лашкари (Лашгари) (1034–1049) и его сыновьям Гударзу и Манучихру. Первая касыда сложена по случаю заключения Али Лашкари брачного союза с вдовой амира Тифлиса Джафара ибн Али (ок. 1030–1046), во второй касыде рассказывается о свадебных торжествах в честь бракосочетания сыновей Али Лашкари. Рассматриваемые произведения, равно как творчество Катрана Табризи в целом, пока не становились объектом специального исследования в отечественной иранистике. Мотив бракосочетания, участвуя в формировании восхваления Али Лашкари, призван способствовать созданию «положительного имиджа» последнего. Значимость такого восхваления для Али Лашкари трудно переоценить, особенно если учесть, что в исторических сочинениях (например, в сохранившихся фрагментах анонимного труда XI в. «Тарих Баб ал-абваб») он изображается сугубо отрицательным персонажем: сообщается, что он убил своего отца, женился на его наложнице, не заботился должным образом о благополучии страны, от чего та пришла в упадок. В касыде, сложенной по случаю заключения Али Лашкари брачного союза, восхваляются его высокие моральные качества, поскольку он совершил деяние, угодное Богу: женился на вдове (причем вдове своего верного союзника), обеспечив поддержку ей и ее сыновьям. Во второй касыде Али Лашкари восхваляется как мудрый и дальновидный правитель, вырастивший достойных сыновей, которые смогут успешно управлять страной после него, т.е. Катран Табризи показывает, что восхваляемый думает о будущем своего государства. Краткая хвала в адрес сыновей инкорпорируется в восхваление Али Лашкари, что приводит к возникновению эффекта «двойного» панегирика. Описание пышных свадебных торжеств символизирует величие и продолжение существования правящей династии. Катран Табризи, будучи придворным поэтом, пытался доступными ему средствами укрепить власть Шаддадидов в Арране, объявляя их потомками Сасанидов (224–651). На якобы иранское происхождение Шаддадидов должны были указывать и имена сыновей Али Лашкари. Для описания свадебных торжеств (преимущественно пира) используются пиршественные, календарные (весенние), дескриптивные, любовные и дидактические мотивы, перенесенные в регистр восхваления (мадх).
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Программа конференции | 2023_Peysikovskiye_Cteniya_Programma_08.docx | 27,9 КБ | 21 апреля 2023 [AkimushkinaEO] |