ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Проблема исследования. Национальным проектом «Образование», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы предусмотрено обеспечение конкурентоспособности российского образования, повышение позиций России в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в области функциональной грамотности обучающихся [3]. Проблема формирования у обучающихся функциональной грамотности нашла отражение в трудах зарубежных исследователей R Engle [2], R Dixon [1]. Следует отметить, что функциональная грамотность является необходимой составляющей не только общего образования, но профессионального образования и напрямую связана с понятием компетентности [5]. Сказанное согласуется и с положениями обновленного ФГОС ВПО, согласно которому приоритетом высшего образования выступает формирование компетенций как способностей студентов практически использовать знания в процессе решения профессиональных задач. Понятие функциональной грамотности, будучи интегрированным показателем, является многокомпонентным понятием по своему составу и структуре, что позволяет в качестве одного из его компонентов рассмотреть функциональную математическую грамотность студентов – будущих учителей начальных классов, формирование которой целесообразно показать в непосредственной взаимосвязи с формированием у студентов-бакалавров коммуникативной компетенции. Ключевым фактором является формирование у студентов - будущих учителей начальных классов коммуникативной компетенции в процессе разработки ими контекстных, практико-ориентированных, ситуационных задач, используемых в дальнейшем начальном математическом образовании младших школьников. Исходя из вышеуказанного целью исследования является теоретическое обоснование комплементарности (взаимодополняемости) математической функциональной грамотности и коммуникативной компетентности студентов - будущих учителей начальных классов в процессе получения ими профессионального образования, выявление и экспериментальная проверка возможности формирования функциональной математической грамотности студентов-бакалавров посредством конструирования ими контекстных, практико-ориентированных, ситуационных задач, используемых в последующем начальном математическом образовании обучающихся начальных классов. Методы исследования: теоретические методы, среди которых анализ предмета исследования на основе изучения философской, психолого-педагогической, методической литературы. В качестве эмпирических методов использовались анкетирование, педагогический эксперимент. При математической обработке полученных результатов педагогического эксперимента был задействован многофункциональный критерий углового преобразования Р. Фишера. В исследовании приняли участие 26 студентов 3 курса направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиля подготовки «Начальное образование». Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости установления взаимосвязи понятий «функциональная грамотность», «математическая грамотность», «коммуникативная компетенция», студент - будущий учитель начальных классов, младший школьник; определения феномена «функциональная математическая грамотность студентов - будущих учителей начальных классов» на основании компетентностного подхода; получения нового знания о функциональной математической грамотности как способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах окружающего мира, высказывать обоснованные математические суждения и принимать решения[4], инициирующая студентов - будущих учителей на формирование у младших школьников коммуникативных умений формулировать вопросы; обосновывать, доказывать, аргументировать свою точку зрения; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации, осуществлять диалог. Обоснованная в исследовании совокупность контекстных, практико-ориентированных, ситуационных математических задач позволяет: а) раскрыть специфику функциональной математической грамотности студентов-бакалавров через коммуникативную компетенцию; б) уточнить содержание функциональной математической грамотности с позиции межпредметной интеграции. Эффективность комплементарного рассмотрения функциональной математической грамотности и коммуникативной компетентности в математическом образовании студентов-будущих учителей начальных классов доказана расчётами критерия Р. Фишера (φ*-критерий), среднее значение которого φ*эмп = 5,751. Полученные эмпирические значения φ* находятся в зоне значимости. Н0 отвергается (ось значимости 1,64-2.31). Результаты исследования могут быть использованы для формирования функциональной математической грамотности будущих учителей в образовательной среде вуза, организованной с учетом положений компетентностного подхода, при конструировании учебных заданий, используемых учителями начальных классов в рамках начального математического образования младших школьников.