![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ПсковГУ |
||
На основе испытаний образцов резины и резинокорда определено влияние скорости деформирования при квазистатическом нагружении, а также значимость эффекта Маллинза для резиновой смеси. Показано, что для резинокордных материалов следует учитывать оба аспекта при моделировании даже достаточно медленного деформирования. Обычно вязкоупругое поведение резины и резинокорда изучается при описании осцилляционных процессов, возникающих при качении шины. Данное исследование касается деформирования с постоянной скоростью деформации или близких процессов. Для изучения эффекта Маллинза было проведено восемь опытов по различным программам нагружений. Для изучения влияния скорости нагружения проведены опыты для скоростей деформации, различающихся примерно в десять тысяч раз. Эксперименты проведены для просто брекерной резины и для резинокорда с кордными углами 30 и 45 градусов в НИИ Механики МГУ на испытательной машине Zwick. Проведенное исследование отвечает на вопросы: насколько сильно меняется жесткость материала при последующих нагружениях по сравнению с первым нагружением и насколько сильно проявляется эффект вязкоупругости в зависимости от скорости деформации. Полученные выводы относительно эффекта Маллинза имеют также прикладное значение для решения конкретных задач внутренней механики шин. Например, если шина впервые медленно наезжает на камень, соотношение напряжение–деформация должно использовать диаграмму, полученную при первом нагружении. На это соотношение не влияют предшествующие циклы деформации с малой амплитудой. При вторичном сильном деформировании необходимо использовать определяющее соотношение, полученное из последующих нагружений, если предполагается обеспечить точность лучше 20%. При этом перерыв между столкновениями не имеет значения, что проверено для перерыва вплоть до часа. В опытах обнаружено, что вязкоупругое поведение материала также зависит от того, нагружение является первым или последующим. Оказывается, что для описания первого нагружения подходит линейная обобщенная модель вязкоупругости Максвелла.