ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Российская Федерация это многоэтническое и многоязыковое государство, в котором многие республики имеют два или более официальных языка, а потому для России разработка проблематики речевого развития у билингвальных детей является весьма актуальной сферой исследований. Важно заметить, что большинство научных работ в этом направлении касаются интерференции языков на уровне лексики, реже - грамматики и фонетики. Однако же область изучения детского билингвизма через исследование построения связной монологической речи детьми-билингвами, а также через учет влияния различных факторов на порождение речи у детей-билингвов на сегодняшний день все еще остается изученной не в полной мере. В исследовании приняли участие 254 дошкольника, среди них 117 мальчиков и 137 девочек (M = 81,83 месяцев, SD = 4,25). Все дети посещали старшие группы детских садов города Казани, Республика Татарстан (n= 115) и города Якутска и улусов Республики Саха-Якутия (n=139). В результате опроса воспитателей и краткого языкового теста выборка была поделена на две группы: билингвы (n = 96 человек), равноценно общающиеся на русском и национальном языках; и монолингвы (158 человек), общающиеся преимущественно только на русском языке. Статистический анализ данных показал, что наиболее сильная взаимосвязь с уровнем развития и макро-, и микроструктуры нарратива наблюдалась с фактором региона, а также уровнем развития слуховой рабочей памяти. При этом билингвизм также является значимым фактором, влияющим на микроструктуру нарративов, однако статистически значимого влияния данного фактора на макроструктуру нарратива выявлено не было. Это подтверждается как корреляциями, так и общими линейными моделями. Полученные результаты говорят о том, что уровень развития микро- и макроструктуры нарратива в наибольшей степени связан с региональными особенностями, а не с наличием/отсутствием билингвального статуса, уровнем развития саморегуляции или активного словаря. Мы делаем осторожное предположение, что эти региональные особенности скорее всего могут объясняться особенностями образовательных систем в этих регионах (доступа к программам дополнительного образования, особенностями образовательных программ в детских садах и т.д). Таким образом, для дальнейших исследований особенностей развития связной монологической речи у дошкольников в двуязычных регионах необходимо обнаружить дополнительные факторы, которые могут помочь объяснить эту региональную специфику.