ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Роль аллитерации у Алкея неоднократно отмечались исследователями, но способ учета и исследования используемых им звуковых приемов еще недостаточно разработан. Для более объемного понимания поэтики Алкея важнее не только учет начальных аллитераций (консонантных и вокалических) внутри стиха, и даже не анализ повторяемости звуков в сильных позициях (как бы они ни определялись), а анализ аллитерации согласно определению Деннистона, менее формальному, но более емкому (и поэтому более релевантному для описания звуковых явлений в стихах): то есть любого заметного на слух повторения звуков. В докладе предпринята попытка определить возможности исследования и описания аллитеративных групп у Алкея «на глаз» и «на слух». Для начала выбраны аллитеративные группы со звуком [p], как наиболее частотные в силу свойств греческого языка и особенно лесбосского диалекта. Примеры аллитерации с [p] у Алкея располагаются в диапазоне от однозвучных внутристиховых до многозвучных межстиховых. Аллитеративные группы иногда создаются за счет расширения элементов (эпитетов или формул), засвидетельствованных ранее в эпосе. Показана роль аллитерации в подчеркивании смысловой связи стихов и словесных групп, в выделении эмоциональных кульминаций, реже в создании ономатопоэтических (имитационных) эффектов. Наиболее интересным в перспективе представляется исследование аллитеративных приемов у Алкея в связи с кинестетическим восприятием звуков и разными другими, более сложными видами ассоциаций между звуком и психической реальностью.