ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Обращение к данным сравнительной психологии при обсуждении исторической сущности труда вызвано двумя следующими обстоятельствами. Во-первых, усиливающейся в сравнительных исследованиях (особенно зарубежных авторов) тенденцией отрицать качественные различия между человеком и «другими животными» и, в соответствии с этим, обнаруживать в различных формах поведения животных прямые аналоги определенных аспектов человеческого образа жизни. Во-вторых, представленными в отечественной литературе (в том числе в школьных учебниках по обществознанию) попытками подчеркнуть, напротив, качественные различия между человеком и животными, однако авторы соответствующих текстов ссылаются при этом, как правило, на эмпирические данные лабораторных и натуралистических исследований прошлых десятилетий или даже столетий. В таком случае, в свете современных знаний об особенностях жизни высших животных в природе, доводы в пользу качественных различий между человеком и животными не выглядят убедительными для оппонентов. Поэтому для обсуждения различных аспектов труда представляется необходимым проанализировать самые современные данные исследований становления и поддержания навыков использования орудий животными в природе. В докладе представлены обзор и критический анализ с позиций школы Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева подобных исследований, раскрывающих значимость социальных, или групповых, взаимодействий («социальных контекстов») для формирования и сохранения в ряду поколений орудийного поведения у животных, а именно роль «умелых» членов группы, прежде всего материнских особей, а также артефактов орудийной деятельности. Показано вместе с тем, что новые данные не опровергают положения марксистски ориентированной культурно-деятельностной психологии о принципиальном отличии социальной обусловленности орудийной деятельности животных от таковой у человека: «умелые» животные, в отличие от человека, целенаправленно не обучают и не поощряют попытки построения новичками действий с орудием, детеныши животных не обращаются за помощью и поддержкой при осуществлении данных действий, а артефакты воспринимаются животными прежде всего в своих физических характеристиках, в отличие от человеческих детей, присваивающих в онтогенезе общественно обусловленный способ их использования.