ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
В современных условиях идеологическая составляющая приобретает важное значение в преподавании русского языка как иностранного. Обучение языку не должно и не может ограничиваться знакомством и освоением исключительно лингвистического материала. Оно необходимо включает в себя культурный компонент, неразрывно связанный с изучаемым языком. Знакомство с культурой и овладение культурным кодом не должно оставаться внеидеологичным. В обстановке массированного продвижения инонациональных ценностей на русском культурном пространстве преподавание русского языка становится частью идеологической борьбы и средством продвижения наших культурных ценностей. Преподаватели русского языка как иностранного призваны сознательно относиться к этому аспекту своей деятельности. Одним из инструментов знакомства с русской культурой и приобщения к русскому культурному коду является просмотр и обсуждение произведений российского кинематографа. Важную роль в этом виде деятельности играет отбор материала. Речь идет не только о тенденциозном подборе аутентичных материалов, отвечающих требованиям создания и продвижения положительного образа России. Обучаясь в нашей стране, студенты и слушатели сталкиваются с очень разными по своей идеологической направленности произведениями искусства, в том числе и фильмами. Преподаватель в такой ситуации не может контролировать этот процесс. Однако он должен быть готов к достойной интерпретации этих произведений в нужном направлении, к выявлению авторской позиции и к способствованию тому, чтобы учащиеся сами в ходе обсуждения смогли прийти к правильным выводам. Безусловно, что правильными выводами необходимо считать те, которые отвечают задаче формирования положительного образа России, поскольку в большинстве стран, из которых на обучение в Россию приезжают студенты и слушатели различных курсов русского языка, в средствах массовой информации практически отсутствует положительная оценка происходящих в нашей стране и вокруг неё событий. Об этом свидетельствуют сами учащиеся. Приезжая в Россию, они убеждаются в неправомерности исключительно отрицательных оценок её в зарубежных СМИ. Задачей преподавателя становится поддержка формирующегося в сознании учащихся нового мнения о России, более положительного и сбалансированного. Эта поддержка может эффективно осуществляться в ходе обсуждения фильмов самой различной идеологической направленности.