ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Введение. Пандемия COVID-19 и беспрецедентные меры по ее сдерживанию нарушили привычный уклад жизни большинства людей и оказали значительное влияние на их психологическое состояние. Целью настоящего исследования стало изучение динамики тревожности студенческой молодёжи во время пандемии COVID-19. Материалы и методы. Изучение изменчивости уровня тревожности было проведено на трех группах студентов МГУ имени М.В. Ломоносова. Исследование включало опросник для определения уровня ситуативной и личностной тревожности по шкале Спилбергера-Ханина [1]. Первое обследование проходило в первой половине марта 2020 года в спокойных условиях с небольшим уровнем стрессового воздействия, связанного с распространением коронавирусной инфекции. Для этой же группы было организовано вторичное тестирование во второй половине мая 2020 года – из-за строгих ограничительных мер и высокой заболеваемости и смертности, уровень стресса был близок к максимальному. Повторное тестирование позволило проследить временную динамику изменчивости уровня тревожности на фоне введения строгих мер самоизоляции. Вторая и третья группы были обследованы во вторую волну пандемии. Вторая группа – в ноябре 2020 года, когда в Москве были зафиксированы максимальные темпы роста заболеваемости, обучение в ВУЗе проходило в дистанционном формате, но строгих ограничительных мер введено не было. И третья – в феврале 2021 года, когда заболеваемость в Москве и области пошла на убыль, студенты возвратились к очной форме обучения и большинство ограничительных мер было снято. Результаты. Уровень личностной тревожности оставался неизменным на всех этапах обследования, и составлял 46,1±0,90 балла (низкий, умеренный и высокий уровни показали 8,0%; 35,0% и 56,9% соответственно). Уровень ситуативной тревожности (СТ) значительно увеличился в группе, обследованной продольно: с 38,0 до 45,6 баллов (p = 0,0002). Степень увеличения тревожности зависела от первоначального уровня – чем ниже значения СТ до пандемии, тем сильнее она увеличилась после введения мер профилактики (увеличение в группах с низким/средним/высоким уровнем СТ составило 12,6/9,3/2,0 баллов соответственно). Важным фактором степени изменений СТ было строгое соблюдение мер самоизоляции – в этой группе изменения практически отсутствуют, а в остальных составили около 8,4 балла. После максимальных значений в мае 2020 года, уровень СТ в группах 2 и 3 снижался, возвращаясь к значениям, характерным до пандемии. Показано, что наличие экзаменов или выпускных квалификационных работ, по времени совпавших с тестированием на тревожность, усиливают общий стрессовый фон, повышая уровень СТ. Заключение. Полученные результаты демонстрируют значительное увеличение ситуативной тревожности у студентов в период введения ограничительных мер. Несмотря на это, большинство респондентов нарушали режим самоизоляции или соблюдали его нестрого. Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ, грант № 19-78-10013.