ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Среди ярких художественных критиков «Аполлона», который в 1910-е годы был лабораторией новой российской арт-журналистики, видное место занимает Павел Давыдович Эттингер (1866-1948). Московский коллекционер и «любитель искусства», не получивший специального образования, но прочно обосновавшийся в российском и европейском медиапространстве с 1903 г., дебютировал в журнале в первый год его издания. Уникальность Эттингера хорошо понимали С. К. Маковский и Н. Н. Врангель. Он свободно владел основными европейскими языками, прекрасно знал историю искусства, с энтузиазмом участвовал в современной художественной жизни. Коммуникабельный и обаятельный, дружески общавшийся со многими художниками, он мог бы стать, по мнению редакторов, одним из ведущих арт-критиков «Аполлона». Но сам Эттингер уклонялся от попыток «монополизировать» его журналистское творчество, подчеркивая, что для него очень важно сотрудничество и с другими, в том числе зарубежными, художественными изданиями. Называя себя «человеком не русским», Эттингер, однако, еще до работы в «Аполлоне» стал представителем российского искусства в западной арт-журналистике. Он посылал в немецкие журналы “Die Kunst für Alle” (Мюнхен) и “Der Cicerone” (Лейпциг) статьи и заметки об искусстве России и русских художниках, был московским корреспондентом лондонского ежемесячника “The Studio”. В поле зрения критика постоянно находилась и Rossica – европейская рецепция русского искусства, положение русских художников в арт-пространстве Европы, судьба их произведений. Журналистская специализация Эттингера в «Аполлоне» - жанр информационно-аналитического обозрения-хроники. Первые обзоры «Художественные вести с Запада» и «Rossica», напечатанные в журнале в 1910 г., состояли в основном из материалов Эттингера. А в 1911 г. Н. Н. Врангель, высоко ценивший информативность и глубину лаконичных заметок московского критика, попросил его «давать весь материал этого отдела» - присылать авторские обозрения-хроники художественной жизни Запада. Вплоть до закрытия «Аполлона» большинство этих обозрений и полностью рубрика «Rossica» готовились Эттингером. Осмысление и оценка его журналистской деятельности в «Аполлоне» - актуальная научная задача. «Аполлоновские» обозрения-хроники, наряду с многочисленными публикациями в журналах «Старые годы», «Кривое зеркало», «Русский библиофил», «Столица и усадьба», в газетах «Русские ведомости», «Биржевые ведомости» и «Утро России», позволяют считать Эттингера одним из самых значительных российских арт-журналистов первой четверти ХХ в. Изучение наследия «прирожденного художественного критика» (проф. В. Н. Лазарев), блестяще знавшего материал, обладавшего широким кругозором и тонким вкусом, поможет обозначить верные профессиональные ориентиры, столь необходимые современным арт-журналистам.