ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Среди не опубликованных прозаических текстов поэта Всеволода Николаевича Некрасова — разной степени завершенности, написанных в 1970-х-1980-х гг. и посвященных, каким бы ни был внешний повод, прежде всего объяснению эстетики концептуализма в ее индивидуальном изводе, — есть статья, предмет которой — детектив — казалось бы, явно не подходит даже как повод для разговора о литературе, имеющей репутацию эксперимента «для немногих», непонятного без кураторских комментариев. Между тем жанр детектива интерпретирован здесь форма, воплощающая самую суть концептуализма, как его понимал Некрасов, т.е. искусства создания ситуации — ситуации взаимодействия автора и читателя, в которой воспринимающего провоцируют активно анализировать происходящее. Основная мысль статьи следующая: в детективе любая деталь может оказаться уликой, и это потенциальное значение детали позволяет придать ей новый вес, преодолеть инерцию описательства: «детектив… сумел "задействовать", обернуть функциональной стороной огромнейший багаж психологической прозы, причем такой, который в "серьезной" литературе начал отдавать рутиной». Самое главное в детективе – самостоятельное расследование, которое производит читатель. <…> Детектив – литература по поводу "голой" задачи, собственной конструкции <…> И читатель <…>, активизированный преступлением (<…>чем другим так расшевелишь читателя<…>), начинает свою работу, ловит намеки и признаки… <…> Первый уровень – читатель исследует предлагаемые ему факты. <…> Второй уровень – читатель исследует не действия персонажей, а их облик, свое впечатление от них…» На третьем уровне «игра идет уже непосредственно у читателя с автором…<…> чего ждать читателю от автора, от повествования данного типа». Признавая детектив образцом концептуального искусства, Некрасов сознательно нарушает устойчивые представления о литературной иерархии: «Пытаться третировать жесткие требования конструкции, канона как антихудожественные – вечный предрассудок и уловка антипрофессионализма. Жесткость детектива – внутренняя, органическая и необходимая. <…> детали и обстоятельства приключения врежутся в нашу читательскую память <…> крепче, чем если бы мы читали какой угодно шедевр мировой прозы. <…> Детектив демократичен и деловит по-журналистски». Текст был обнародован в 2013 г. по копии, содержащей сокращения и сделанной нами в середине 1990-х с авторской машинописи; после смерти Некрасова в его личном архиве ни оригинальной машинописи, ни каких-либо связанных с этим замыслом набросков найти не удалось. Содержание статьи позволяет предположительно датировать ее концом 1970-х-1980-ми гг. (не ранее 1994 г.).