![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Волновая энергетика моря весьма велика - запасы энергии волнения мирового океана оцениваются в 2,7 млрд. кВт, что составляет около 30% потребляемой в мире энергии. Первые упоминания об использовании энергии волн для движения судов относятся к 19 веку. Препятствием к применению ВД является нестабильность параметров реальных морских волн и, с другой стороны, сильная зависимость эффекта от параметров самого судна и волнового движителя. Обычные ВД имеют подвижные рабочие элементы и используют для создания тяги качку судна, в НИИ Механики МГУ был предложен совершенно новый принцип «прямоточного волнового движителя» не имеющего подвижных элементов и никак не связанный с качкой самого судна. Используется эффект превращения потенциальной энергии в кинетическую при «опрокидывания» волн взаимодействующих с движителем. В работе представлены результаты испытаний на модели катамарана ВД различных конструкций. Определена эффективность работы ВД, а также влияние на эффективность положения ВД на корпусе судна, его заглубления, параметров упругих связей, наличия стабилизирующих кормовых устройств. Показано, что использование в качестве ВД жесткого качающегося профиля NACA0015 с упругими связями значительно (на 1/3) повышает эффективность ВД по сравнению с жесткой пластиной той же площади в плане. Среднее положение между пластиной и профилем занимает ВД типа подводный парус. Однако парус имеет более широкий диапазон рабочих частот. Применение кормового стабилизатора приводит к увеличению эффективности ВД (для подпружиненной пластины, гибкого плавника, прямоточного ВД скорость увеличивается в 1,4 - 2 раза, для качающегося профиля всего на 10%). Для ВД типа подводный парус эффективность применения стабилизатора сильно зависит от частоты волн - максимум скорости в зависимости от частоты вообще не изменяется, но при наличии стабилизатора вся характеристика сдвигается в сторону низких частот. Показано, что скорость судна с ВД типа жесткий подпружиненный профиль пропорциональна произведению размаха качки на частоту, а при фиксированной частоте пропорционально амплитуде волн. Прямоточный ВД, в условиях сильной килевой качки по эффективности уступает остальным рассмотренным типам ВД, но в области высоких частот, где качка судна уменьшается, он имеет преимущество.