ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Дадаисты, «работавшие со всем усердием, чтобы повсюду посеять идиотизм» сделали шок своим основным орудием в борьбе против логики, диктатуры ratio и традиционной эстетики. По словам Вальтера Беньямина, «произведение искусства стало у дадаистов снарядом», «центром скандала». Этот снаряд, заложенный в фундамент миропорядка «добрых буржуа», принимал различные формы в поэтическом творчестве Дада: от скатологической и скабрезной лексики до сближения в едином образе несовместимых элементов реальности, от адаптации рекламных кодов в визуальном оформлении стихотворного текста до какофонического звучания, противоречащего «привычке уха». На примере нескольких стихов лидера дадаизма Тристана Тцара («Белый прокаженный великан пейзажа», «Аптека-сознание», «Бродячие акробаты», «Арка») мы покажем различные приемы, с помощью которых поэт создавал когнитивный диссонанс у читателя, и расскажем, как «скандализация публики» изменила механизмы чтения/ восприятия поэтического текста.