![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Представлены некоторые новые результаты экспериментального изучения процесса проникания вертикальных плоских и круглых турбулентных струй через поверхность жидкости, находящейся в относительно узких каналах разной протяженности с водосливным режимом стока. Обсуждаются особенности полученных экспериментальных зависимостей для периода возникающих автоколебательных режимов течений и их связь со значениями ряда определяющих параметров, таких как длина свободного участка струи, протяженность канала, толщина плоских и диаметр круглых струй. Одной из этих особенностей является значительная степень локализации обнаруженного эффекта возникновения автоколебательных режимов, о чем свидетельствует существование достаточно широкого диапазона скоростей струй, для которых значение периода автоколебаний не меняется при изменении места входа струи в жидкость. Другая особенность связана с качественным отличием вида зависимости периода автоколебаний от скорости струи для плоских и круглых струй в некоторых диапазонах значений относительной длины их свободных участков. В этих диапазонах с ростом скорости период для плоских струй убывает, а для круглых всегда растет. Наиболее характерная особенность выявлена при анализе режимов течения в относительно коротких каналах, в которых с ростом скорости струи, начиная с некоторого его значения, наблюдается весьма интенсивный рост периода автоколебаний. Это связано, как выяснилось, с формированием около стенки водослива после удара затопленного участка струи о него области интенсивного циркуляционного течения вращающейся жидкости с пониженным давлением. Сделанный анализ этих и других особенностей изученных течений может представлять интерес в связи с важностью обнаруженных эффектов для ряда технологических процессов и при проектировании технических устройств (аэраторов, смесителей и др.).