ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Устойчивая связь между словами и объектами или событиями лежит в основе человеческой речи. Как слово обрабатывается человеческим мозгом и что способствует интеграции незнакомого набора фонем в лексикон? Эти вопросы до сих пор не имеют единого ответа. Согласно одной точке зрения, мозг автоматически обрабатывает незнакомый набор фонем как слово сразу после нескольких повторений, однако согласно другой точке зрения лексический доступ получает только набор фонем, которому присвоено значение. Однако, в контексте выучивания слова необходимо рассматривать оба аспекта – фонологическое ознакомление и связывание с семантикой. Данная работа посвящена поискам эффектов, связанных с приобретением словом смысла, а именно, где и когда в мозге возникают процессы, связанные с семантикой слова. Для имитации естественных условий научения языку мы впервые разработали следующую задачу: испытуемые должны были соотнести псевдослова с действиями в ходе научения методом проб и ошибок. Участникам предъявлялись восемь псевдослов; во время обучающих блоков четыре из них ассоциировались с одним из движений правой/левой рукой/ногой. Оставшиеся четыре слова использовались в качестве контрольных стимулов. Проанализированы вызванные ответы на псевдослова до и после обучения. Обнаружен эффект в островковой коре, комплексе Брока, внутритеменной борозде, области слухового парапояса, теменном полюсе, все области локализованы в левом полушарии. Различия в ответе на бессмысленные псевдослова и псевдослова с ассоциацией наблюдаются в интервале 150-360 мс после произнесения первого слога, одинакового для всех псевдослов. Полученный пространственно-временной паттерн указывает на то, что семантика стимулирует анализ псевдослова, в том числе, укрепляет его фонологический образ.