ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
В личных фондах поэта Николая Ивановича Глазкова (РО РГБ; архив Института стран Восточной Европы (Бремен) сохранились объекты, в разной степени совмещающие визуальное и словесное. 1. Ранние (первая половина 1940-х) самодельные блокнотики с беловыми автографами стихов и иногда с примитивистскими рисунками; для таких блокнотиков явное эстетическое, а не только прикладное значение имел сам их крошечный размер, позволяющий уместиться на одной странице одному четверостишию или даже только одному двустишию — таковы блокнотики в Бремене длиной с указательный палец и шириной в 2 пальца). 2. Знаменитый «Самсебяиздат», в пятидесятые-семидесятые годы предполагавший яркие и сложно организованные обложки-коллажи. 3. Тексты «на случай» (поздравления, дружеские записки и пр.), использующие и обыгрывающие в качестве активного фона листки отрывного календаря, открытки и проч. 4. Самодельная книга, включающая коллаж не только в качестве обложки, но и как «иллюстрации», присутствующие в объекте рядом и на равных правах с текстом («Из “дом дома” за скрижалями Моисея» — адресованное Ольге Ефимовне Наполовой описание путешествия Глазкова, Еликониды (Лили) Ефимовны Поповой (Яхонтовой) и Марка Борисовича Зисельмана в Среднюю Азию в 1947 году, составленное и иллюстрированное всеми участниками путешествия (Бремен, фонд 134 (Глазкова)). Как и многие другие значимые особенности поэтики Глазкова, совмещение визуального и словесного в этих артефактах одновременно связано с футуристической традицией и предопределено особыми условиями бытования искусства в уже следующую и совсем другую эпоху. Открытые для интерпретации как самоценные художественные объекты, эти артефакты, до сих пор не становившиеся объектом исследования, требуют прежде всего каталогизации, предварительного фактографического описания.