![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Номинация, то есть называние предметов внеязыковой действительности – основная функция языка. Чтобы сообщить что-либо о предмете или описать его, сперва его необходимо как-то обозначить, указать, о чем будет идти речь – то есть номинировать его. Именно поэтому номинация играет столь существенную роль в создании художественных произведений, она – основа описания вторичного мира в литературе. В современной филологии существуют различные представления о номинации; мы придерживаемся лексикологического представления об особенностях номинации.Существенно семантическое различие между номинацией и предикатом: назвать предмет каким-то или сказать, что с ним что-то случилось - далеко не одно и то же. Классический пример из психологии – нельзя говорить ребенку «ты плохой», так как номинация есть утверждение за объектом этого свойства, - нужно говорить «ты поступил плохо»: такая конструкция подчеркивает временный характер указанного свойства, подразумевает возможность его перемены. Мы предлагаем рассмотреть выбранный объект как соотношение плана номинации и плана предикатов. Это соотношение может быть особенно интересно в фантастическом произведении. Мир произведения фантастической литературы строится по другим принципам, чем произведение реалистическое. Эти принципы проявляются и на стилистическом уровне. «Хоббит, или туда и обратно» - одно из малых фантастических произведений Дж.Р.Р. Толкиена. Объектом рассмотрения является кольцо, которое фигурирует в «Хоббите», но ключевую роль играет во «Властелине Колец». В «Хоббите ..» кольцо еще находится на периферии повествования, а потому имеет меньшее значение в образной системе. Анализ номинаций и предикатов кольца помогает осветить и другие уровни произведения. Повествователь наиболее объективен и в результате не сообщает ничего, кроме очевидных фактов (одним кольцом не могут одновременно воспользоваться 14 гномов), называет, но не раскрывает его магическую природу. Он указывает физические характеристики кольца – холодное, маленькое, металлическое (не известно даже, было ли оно на самом деле из золота, или лишь золотым по цвету, а сделано, например, из меди). Бильбо, при первом столкновении с кольцом задававшийся вопросом, а что же оно собственно такое, впоследствии более не размышляет об этом. Для него это малоценная, хотя иногда и полезная вещица. Кольцо в структуре этого произведения как бы «никакое», при этом герои видят в нем некие яркие, значительные качества. Вероятно, в пределах «Хоббита..» кольцо представляет «загадку» и для своего создателя. Ему остается лишь констатировать его невовлеченность в круг основных проблем произведения. И только во «Властелине Колец» оно является своего рода центром мира произведения: вокруг него сосредоточен сюжет, что мотивирует появление других действующих лиц, связанных с кольцом.