ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
В современных широкомасштабных программах реформирования среднего образования инновационные изменения затрагивают как содержание труда учителя (структуру профессиональных задач), так и условия осуществления профессионального труда (введение новой системы оплаты, нового порядка аттестации педагогических кадров, переход на ведение отчетности в электронном виде и пр.). Несмотря на очевидную необходимость развертывания процессов реформирования образовательной системы, реализация инновационных преобразований выступает как особый фактор профессиональной напряженности. Инновационные процессы задают не только «высокую планку» профессиональной компетентности современных учителей, но и предъявляют повышенные требования к адаптационным ресурсам специалиста. Цель выполненного эмпирического исследования - выявление характерных трендов развития признаков профессионального выгорания у учителей средних школ двух мегаполисов России и Узбекистана – Москвы и Ташкента (95 преподавателей в возрасте от 20 до 75 лет, стаж работы - от 1 года до 47 лет). В диагностический пакет методик были включены опросник для оценки профессионального выгорания у учителей К. Маслах и С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой (Водопьянова, 2003) и тест «Мотивационный профиль» (Ричи и Мартин, 2009). Результаты показали, что проявления признаков выгорания у педагогов, работающих в системе среднего образования России и Узбекистана достаточно однотипны – было подтверждено предположение о высокой степени содержательного сходства риск-факторов развития выгорания в профессиональной деятельности учителей, инвариантных по отношению к региональным особенностям реализации данного труда. Субъективная выраженность разных факторов мотивации труда учителей Москвы и Ташкента также в большой степени одинакова: доминирующими являются мотивационные ориентации, связанные с реализацией потребностей в востребованной с точки зрения общества работе, признании коллег, профессиональном росте и самосовершенствовании. Детализация индивидуально-специфичных риск-факторов снижения адаптационного потенциала учителей в динамичной инновационной среде возможна на основе анализа структурных взаимосвязей симптомов профессионально-личностных деформаций и интегральных факторов, определяющих основной вектор мотивационной направленности труда. Важно, что задачи реформирования образования поддерживают возможность реализации креативного потенциала учителей, и позволяют надеяться не только на рост творческой составляющей в труде, но и на увеличение заработной платы как факта признания обществом высокой социальной значимости труда учителя. Данные тренды инновационных преобразований можно рассматривать как направления, способствующие развитию мощных ресурсов противодействия выгоранию у учителей средних школ.