ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Обозначая проблемное поле наиболее важных задач психологического исследования в психосоматике на современном этапе, исследователи указывают на необходимость изучения генезиса, структуры и функций психосоматических феноменов, определение психологических факторов и механизмов психосоматического симптомообразования, с целью разработки психологически обоснованных систем реабилитации и профилактики. Традиционно, начиная с работ Ф. Александера, принято считать, что значимыми факторами этиологии и патогенеза артериальной гипертензии (АГ) являются психологические факторы. Однако суть этих факторов и, тем более, механизмы психосоматического симптомообразования при ГБ, так и остаются недостаточно изученными. Считается доказанным, что одной из причин нарушения регуляции артериального давления (АД) является длительное и чрезмерное эмоциональное напряжение, возникающее в стрессовых ситуациях. Высокий темп жизни и чрезмерные эмоциональные нагрузки стали нормой жизни наиболее трудоспособной части населения. В настоящее время выявляется все больше больных, у которых значения АД на работе оказываются выше значений, обнаруженных в нерабочее время. Такая форма АГ получила название «гипертонии на рабочем месте» (Stork, et al., 1992). Цель исследования: изучить особенности эмоциональной регуляции в ситуации экспериментального стресс-моделирования у больных с «АГ на рабочем месте». Обследовано 85 больных с «АГ на рабочем месте», 85 пациентов с эссенциальной АГ и 82 здоровых человека, сопоставимых с больными по полу и возрасту. Выполнялось экспериментальное стресс-моделирование с использованием процедуры изучения уровня притязаний (УП). Исследовались высота, адекватность и устойчивость УП. Анализировались поведенческие реакции (по данным видеозаписей): мимика, жесты, позы, тон голоса, вербальные реакции. Исходно и после стресса определяли: - уровень тревожности (шкала Спилбергера-Ханина); показатели самочувствия, активности, настроения (опросник САН); - значения АД, уровень катехоламинов (адреналина и норадреналина), а также ренина и ангиотензина I. Основные результаты: Показано, что в ситуации экспериментального стресс-моделирования больные с АГ демонстрируют специфический комплекс физиологических и поведенческих реакций, а также особенностей целеполагания и эмоциональной регуляции, который достоверно отличает их от здоровых лиц. Для больных АГ в целом характерен недостаточный, либо избыточный контроль над побуждениями и эмоциями (избыточность эмоциональной репрессии/слабость эмоционального контроля) и неоптимальность способов разрешения эмоциогенных ситуаций. По характеру реагирования в ситуации экспериментального стресс-моделирования группа больных АГ неоднородна. У 63% больных с «АГ на рабочем месте» в ситуации эксперимента выявлено значимое повышение уровня систолического АД, исходно достоверно меньший уровень адреналина и норадреналина, а также уменьшение в ходе эксперимента уровня адреналина, норадреналина, ренина и ангиотензина I; снижение уровня реактивной тревожности, неадекватность и неустойчивость УП; внешне более спокойное поведение, с меньшим количеством жестов и поз, но с более богатой мимикой. То есть больные с «АГ на рабочем месте» демонстрируют, преимущественно, избыточную эмоциональную репрессию. У большинства пациентов с эссенциальной АГ отмечается открыто тревожный тип реагирования (69% случаев), характеризующийся значимым увеличением тревожности в ходе эксперимента, открытым выражением эмоций, богатством поведенческих проявлений, в сочетании с меньшим приростом систолического АД и увеличением уровня адреналина и норадреналина, ренина и ангиотензина I в ходе эксперимента. Оба описанных способа, особенно репрессивный, являются неэффективными в преодолении эмоционального напряжения, создают условия для хронизации повышенного АД, то есть являются важными звеньями патогенеза АГ. Полученные результаты расширяют представления об этиологии и патогенезе АГ, позволяют индивидуализировать стратегии работы с больными, ставят новые вопросы, открывают перспективы дальнейших научных исследований